Перейти к материалам
истории

«Тихое место» Джона Красински: семейный фильм с рейтингом 16+ Самый нестандартный хоррор года — почти беззвучная антиутопия о чудовищах с тонким слухом

Источник: Meduza
Paramount Pictures

12 апреля в российский прокат выходит хоррор «Тихое место», режиссером, продюсером и сценаристом которого выступил Джон Красински; он же исполнил в картине главную роль. Кинокритик Антон Долин считает, что у Красински получилась не только захватывающая и страшная антиутопия, но и полноценная психологическая драма о семье, которая пытается выжить в экстремальных обстоятельствах.

В Голливуде новая традиция: ежегодно выходит хотя бы один фильм ужасов, который раздвигает границы жанра и не только пугает, но и высказывается на актуальные темы. А еще зарабатывает гораздо больше денег, чем стоил изначально. Таким был «Не дыши», в прошлом году — «Прочь», а теперь «Тихое место», режиссер которого Джон Красински честно признается, что учитывал опыт двух предшественников. Его картина — отличный прямолинейный хоррор, но и социальная притча тоже. Одно другому не мешает, даже наоборот: так проще примерить обстоятельства фильма на себя. 

Перед нами недалекое будущее. От настоящего оно отличается тем, что планету захватили монстры и человечество озабочено одним — выживанием. Чудища очень стремительны и категорически неуязвимы. Состоят они из конечностей, зубов и ушей — огромных и неправдоподобно чутких. Ни нюхом, ни зрением монстры не обладают вовсе. Так что единственный способ спастись — не издавать ни звука. 

Глобальных сцен уничтожения Нью-Йорка, разрушения Тадж-Махала и втаптывания в землю Эйфелевой башни вы не увидите — прошлое придется восстанавливать по контексту: из заголовков газет, собранных главой семьи Ли Эбботом. Его роль играет постановщик, продюсер и сценарист картины Джон Красински, более известный как актер, — он был занят в сериалах «Офис» и «C.S.I.: Место преступления», фильмах «В пути» и «Земля обетованная». Его жена и мать его двоих детей Эмили Блант сыграла Эвелин Эббот, экранную жену Ли. В каком-то глубинном смысле, «Тихое место» — семейный фильм, хоть и с заслуженным рейтингом 16+. В роли сына Ли и Эвелин — 13-летний Ноа Джуп, звезда «Ночного администратора», «Субурбикона» и «Чуда», его сестра — 14-летняя Миллисент Симмондс, которую зрители могут помнить по «Миру, полному чудес». Слабослышащая актриса сыграла глухонемую дочь Эбботов, чья природная особенность спасла семью от уничтожения — все они владели языком знаков и умели обходиться без слов. 

«Тихое место» — редкий фильм ужасов, для которого актерские способности очень важны. Это настоящая психологическая драма, где экстремальные обстоятельства позволяют проявиться неожиданным чертам характера. Нагнетание саспенса не могло бы сработать без умного сценария (в котором почти нет реплик) и мощного, хоть и небольшого, актерского ансамбля. Велико искушение рассказать, как именно за короткое время действия «Тихого места» меняются все его герои, но сюжет настолько небогат событиями — и богат ожиданием этих событий, — что хочется вовсе обойтись без спойлеров. 

Красински ставит перед собой крайне сложную задачу и мастерски решает ее при помощи скупого изображения и невероятно богатого и сложно устроенного звука. Как известно, для музыки паузы не менее важны, чем сами звуки, то же касается и саундтрека. Зритель быстро включается в игру, вздрагивая от падения любой чашки или книжки на пол, инстинктивно зажимая рот себе, когда персонаж случайно повышает голос.

iVideos

Для адекватного просмотра любого хоррора необходимо, чтобы в зале было тихо: Красински обеспечил это самой драматургией картины. Единственный просчет — точнее, компромисс, — использование закадровой музыки; иногда хочется приглушить ее, чтобы не мешала следить за происходящим. Но жанровое кино диктует свои правила, и режиссер не стал вовсе отказываться от традиционного средства воздействия на аудиторию. Зато позвал правильного композитора: Марко Белтрами специализируется на высококлассных хоррорах, дружил и сотрудничал с Уэсом Крейвеном (трилогия «Крик») и Гильермо дель Торо («Мутанты», «Хеллбой»).

В остальном «Тихое место» работает как удивительно современная метафора. Вы можете отказаться ее считывать — фильм прекрасен и на первом уровне, как хорошо сделанный развлекательный продукт. Однако что может быть актуальнее картины вселенной, охваченной апокалиптическим безумием, посреди которого ты по каким-то необъяснимым причинам живешь и пытаешься заниматься своей работой, растить детей, возделывать сад.

«Тихое место» задает один вопрос: возможна ли такая модель существования? Можно ли замереть, затаить дыхание, замолчать навсегда, чтобы сберечь жизнь и остаться незамеченным. Или выжить можно, лишь если бросишь вызов злу и откажешься от вынужденного нейтралитета? Разумеется, данный в картине ответ — схематичный и условный. Но довольно внятный. Имеющий уши да услышит.  

Антон Долин