Перейти к материалам
истории

Сериал «Траст» про похищение наследника семьи Гетти: та же история, что в фильме «Все деньги мира», только веселее

Источник: Meduza
FX Network / «Амедиатека»

На американском канале FX и в российской «Амедиатеке» стартовал «Траст» — сериал Дэнни Бойла, основанный на реальной истории — похищения внука Пола Гетти. Эти же события лежат в основе вышедшего в 2017 году фильма «Все деньги мира» Ридли Скотта. Кинокритик Егор Москвитин посмотрел первые три серии нового шоу и рассказывает, как два режиссера по-разному смотрят на одни и те же события — и что из этого получается на экране.

О чем сериал «Траст»

О том же, что и нашумевшие «Все деньги мира» Ридли Скотта, но не совсем. В 1973 году в Риме похищают шестнадцатилетнего Пола Гетти III — внука миллиардера Пола Гетти. Дед отказывается платить выкуп. Мать сходит с ума. По следам похитителей идет американец, когда-то работавший в спецслужбах. Но, в отличие от фильма, сериал не торопится надевать мешок на голову подростка. Весь первый эпизод камера просто блуждает по британскому особняку Гетти, подглядывая за тем, как патриарх выбирает наследников (все сыновья никуда не годятся), управляет гаремом (сценаристы шоу утверждают, что с миллиардером жили четыре любовницы) и издевается над гостями.

По дворцу разгуливает дикая львица, в зале с картинами Рубенса стоит платная телефонная будка, а в уборной Гетти висит бельевая веревка — он сам стирает свои носки. Пол Гетти-старший видит в Поле Гетти III наследника империи — потому берет подростка на нефтяную платформу и объясняет ему (и зрителям), как устроен бизнес. Быт и деловые привычки миллиардера показаны так остроумно, что хочется, чтобы никакого похищения в сериале не происходило вовсе, а вместо криминальной истории Дэнни Бойл зафиксировал хронику становления и падения нефтяного магната. Но уже во втором эпизоде «Траст» возвращается к сюжету «Всех денег мира».

Кто в ролях

Пола Гетти играет Дональд Сазерленд, куда более схожий с прототипом, чем Кевин Спейси и Кристофер Пламмер, поочередно исполнившие одну и ту же роль во «Всех деньгах мира». Персонаж Сазерленда ироничнее, чем герой фильма, и у него есть больше экранного времени, чтобы объяснить свои мотивы. Впрочем, недосказанность «Всех денег мира» шла неприятному миллиардеру Гетти только на пользу: в финале он становился фигурой масштаба «Гражданина Кейна».

В роли внука — британец Харрис Дикинсон, который в прошлом году должен был стать восходящей звездой благодаря фильму «Пляжные крысы», но тот остался в тени драмы «Зови меня своим именем». В роли матери похищенного баловня судьбы — Хилари Суонк, которой пока сложно конкурировать с Мишель Уильямс из фильма Скотта.

Зато Брендан Фрейзер изображает ищейку Джеймса Флетчера Чейса куда интереснее, чем Марк Уолберг. В трактовке Уолберга Чейс был молчаливым и угрюмым профи, целиком погруженным в свою работу. Когда работа буксовала, герой позволял себе человеческие эмоции: презрение к жадному деду, восхищение отважной матерью, — но ни одну из этих линий авторы не довели до конца. По такому же принципу строятся почти все фильмы о спасателях, телохранителях, переговорщиках и временных союзниках, будь то «Доказательство жизни» с Расселом Кроу или «Свой человек» с ним же. Пережив вместе экстремальную ситуацию, герои таких фильмов должны бы навеки породниться — но вместо этого одинокий воин с тяжелым сердцем уходит в закат. Прекрасный жанр, но Брендан Фрейзер решает вывернуть все наизнанку — и сделать героя комичным. Поэтому актер подчеркивает техасскую крутизну своего персонажа и превращает скучного самурая чуть ли не в Хана Соло. 

AMEDIATEKA

Чем «Траст» отличается от «Всех денег мира»

Тем же, чем фильмы Дэнни Бойла отличаются от фильмов Ридли Скотта. Скотт снимает эпосы, а Бойл — адреналиновые трипы: несмотря на сериальный хронометраж, «Траст» напоминает своей динамикой и «На игле», и «28 дней спустя», и «Миллионера из трущоб», и «127 часов». Чтобы подчеркнуть динамику сюжета и вектор моральных изменений героев, Бойл то и дело ставит камеру под углом, заваливая горизонт. Для Скотта такие вольности недопустимы. Есть легенда, что когда он отправился в Италию выбирать натуру для «Гладиатора», его очень расстроили размеры Колизея — и в фильме он сделал арену вдвое больше. «Все деньги мира» — тоже кино с классической архитектурой, а вот «Траст» то и дело хулиганит. Например, на всевластного Гетти работает лукавый дворецкий Буллимор, остроты которого уравновешивают пафос общей трагедии. А 82-летний Дональд Сазерленд только в первой серии дважды участвует в постельных сценах. Заключительный штрих — в его гареме есть даже евнух!

Для Скотта погружение в семидесятые годы было способом отдать дань уважения своим итальянским учителям. «Все деньги мира» открывались черно-белой сценой автомобильной пробки. Юный Гетти бродит среди машин, и чем быстрее он шагает, тем ярче становится мир. Похожая начальная сцена была в фильме «Восемь с половиной» Федерико Феллини.

Для Дэнни Бойла же важен не только культурный, но и политический контекст эпохи. К примеру, из «Траста» можно узнать много интересного про нефтяные войны Запада и Востока. Кроме того, саундтрек «Траста» можно ставить на одну полку с песнями из «На игле». Если Скотт — режиссер-живописец, то Бойл — режиссер-музыкант.

Егор Москвитин