Перейти к материалам
истории

Метрополитен-опера уволила влиятельного дирижера Джеймса Ливайна. Его обвинили в домогательствах к молодым музыкантам

Источник: Meduza
Marty Sohl / Metropolitan Opera / Reuters / Scanpix / LETA

12 марта нью-йоркская Метрополитен-опера объявила о прекращении сотрудничества с 74-летним Джеймсом Ливайном — знаменитым американским дирижером, который с 1970-х годов был одной из главных фигур в театре. Решение было принято по итогам независимой проверки, проведенной после того, как в адрес Ливайна в 2017-м выдвинули обвинения в сексуальных домогательствах. В ходе расследования, которым занимался бывший федеральный прокурор Роберт Джей Клири, были найдены «убедительные доказательства» того, Ливайн домогался молодых музыкантов, находившихся у него в подчинении.

Джеймс Ливайн работал в Метрополитен-опере, одной из самых престижных музыкальных сцен в мире, с начала 1970-х годов. Уже в 30 лет он стал главным дирижером, затем музыкальным директором, а затем и художественным руководителем театра. За время работы в Мете он провел более двух с половиной тысяч концертов. Ливайн работал и с другими известными музыкальными коллективами и организациями, в том числе Бостонским симфоническим оркестром и фестивалем Равиния, одним из старейших в США. Он 37 раз номинировался на «Грэмми» и 10 раз побеждал.

В последние годы из-за проблем со здоровьем Ливайн дирижировал, сидя в кресле-коляске; в 2016 году он признал, что у него диагностирована болезнь Паркинсона. Тогда газета The New York Times, провожая Ливайна с поста музыкального директора, писала, что дирижер превратил оркестр «из коллектива второго ряда в один из лучших в мире», а его имя «фактически стало синонимом» Метрополитен-оперы. Ливайн занимался преподаванием и руководил программой театра для молодых музыкантов; с 2016 года он стал почетным музыкальным директором.

Слухи о неподобающем поведении Джеймса Ливайна появлялись с конца 1970-х годов, однако ни к каким последствиям это не приводило — Ливайн и Метрополитен-опера все эти годы отвергали обвинения как беспочвенные.

Детальные свидетельства появились в декабре 2017 года, на волне многочисленных публикаций о домогательствах в американском шоу-бизнесе и лично Харви Вайнштейна. О домогательствах со стороны дирижера рассказали четверо мужчин. Речь идет об эпизодах, случившихся в 1960-х и 1980-х годах, все они тогда были несовершеннолетними.

Первым об этом сообщил таблоид The New York Post 2 декабря. Издание опубликовало информацию из документов полиции Иллинойса, куда в 2016 году обратился 48-летний мужчина (позже стало известно его имя — Ашок Паи). Паи рассказал, что впервые увидел Ливайна в 1973 году на фестивале Равиния в Иллинойсе, когда родители провели ребенка за сцену. Согласно полицейскому отчету, дирижер «заинтересовался» мальчиком и в последующие годы посылал ему подарки, вроде дирижерской палочки. Паи снова встретился с Ливайном на фестивале в середине 1980-х, когда ему было 15; дирижер подвез его до дома и в машине, во воспоминаниям Паи, «долго и невероятно чувственно» держал его за руку.

Следующим летом дирижер пригласил подростка в свой номер в отеле, где попросил раздеться, после чего стал трогать его гениталии и мастурбировать. В дальнейшем, по словам Паи, подобное происходило «сотни раз» на протяжении нескольких лет. В какой-то момент Ливайн устроил для Паи прослушивание на роль дирижера (оно прошло неудачно), а в 1987-м он написал юноше рекомендательное письмо для поступления в колледж. Он также давал ему деньги — всего, по оценке Паи, около 50 тысяч долларов. Отношения между ними продолжались до 1993 года. Ашок Паи рассказал The New York Times, что его чувства к Ливайну были сложными — он никогда не испытывал сексуального возбуждения во время их встреч, но, к примеру, признавался Ливайну в любви. Лишь в последние годы Паи пришел к выводу, что был «слишком юн, чтобы дать согласие» на сексуальные отношения — и дирижер злоупотребил своей властью и влиянием.

«Я начал встречаться с 41-летним мужчиной, когда мне было 15 — не понимая, на самом деле, что „встречаюсь с ним“. Это чуть не разрушило мою семью и привело меня на порог самоубийства», — писал он в заявлении в полицию.

3-4 декабря 2017 года The New York Times сообщила, что еще трое мужчин рассказали о домогательствах со стороны Ливайна. Все три случая произошли в 1968 году в мичиганской летней музыкальной школе Мэдоу-Брук, где 25-летний Джеймс Ливайн руководил оркестром.

Контрабасист Крис Браун рассказал, что Ливайн назначил его, 17-летнего, на роль первого контрабаса, после чего в общежитии склонил к взаимной мастурбации. Когда Браун отказался продолжить сексуальные отношения, Ливайн стал его нарочито игнорировать. Виолончелист Джеймс Листок (ему тогда было 17 лет) и скрипач Элбин Ифсич (ему было 20) рассказали об аналогичном опыте в общежитии. По воспоминаниям Ифсича, Ливайн позвал его в свою комнату обсудить проблемы с исполнением и сказал, что для совместной работы «должен понимать его сексуально».

Листок и Ифсич, как следует из публикаций The New York Times, присоединились к группе молодых музыкантов, которые отправились за Ливайном в Кливленд, где тот тогда работал в оркестре, а затем в Нью-Йорк. По воспоминания Листока, Ливайн устраивал с участниками группы оргии, в ходе которых они мастурбировали в повязках на глазах. По словам музыканта, его уход из коллектива означал бы, что у него не осталось ни работы, ни друзей; в конце концов в 1970-е годы он бросил музыку.

Сразу после выхода первых публикаций Метрополитен-опера приостановила сотрудничество с Джеймсом Ливайном — как и другие организации, с которыми он сотрудничал, в том числе фестиваль Равиния. Сам дирижер назвал обвинения безосновательными. «Все, кто знают меня по-настоящему, подтвердят, что я не прожил жизнь как притеснитель или агрессор», — сказал он.

В полиции Иллинойса заявили, что Ливайна нельзя привлечь к ответственности по заявлению Паи, поскольку в момент их сексуального контакта возраст сексуального согласия в штате был 16 лет (сейчас составляет 17 лет).

У некоторых вызвали вопросы действия главного менеджера театра Питера Гелба, который, как он сам признался New York Post, узнал об обращении Ашока Паи в полицию еще в октябре 2016 года. Гелб объяснил, что опера решила дождаться решения полиции, прежде чем предпринимать какие-либо действия, тогда как Ливайн обвинения в свой адрес отвергал. После утечки информации в СМИ театр начал собственное расследование, в ходе которого были опрошены 70 человек. Стало ли известно о других обвинениях в адрес дирижера, не сообщается.

Виктор Давыдов