Перейти к материалам
истории

«„Доктор Кто“ был для меня культом» Дэвид Брэдли из «Гарри Поттера» и «Игры престолов» — о роли легендарного Первого Доктора

Источник: Meduza
REX / Vida Press

В старый Новый год канал Sony Sci-Fi покажет в России телефильм «Дважды во времени» — специальный рождественский выпуск британского сериала «Доктор Кто», последний эпизод с Двенадцатым Доктором. Роль легендарного Первого Доктора в нем сыграл актер Дэвид Брэдли, известный также как лорд Переправы Уолдер Фрей из «Игры престолов», охотник на вампиров Абрахам Сетракян из «Штамма» и смотритель Аргус Филч из «Гарри Поттера». Накануне показа спецвыпуска в России «Медуза» поговорила с Дэвидом Брэдли, работающим в кино и на телевидении уже 50 лет.

— Вы как-то пошутили, что когда [сценарист «Доктора Кто» и «Шерлока»] Марк Гэттис спросил, хотите ли вы сыграть Первого Доктора, вы чуть было руку ему не откусили. Почему вы так загорелись этой идеей — вы давний фанат сериала?

— О, потому что это шоу было частью моего культурного багажа с самого начала — с самой первой серии. Я смотрел «Доктора Кто» еще до того, как решил, что хочу стать актером. Так что этот сериал был важнейшей частью моей юности. Он был для меня культом! И я и не мечтал, что меня попросят стать частью этого всего. И вот я здесь, исполняю свою мечту.

— Ваша актерская карьера началась за пару лет до смерти Уильяма Хартнелла — актера, сыгравшего Первого Доктора. Вы знали его лично?

— Нет, я никогда не встречался с ним. Не могу вспомнить год, когда он умер [1975], но кажется, что я тогда действительно только-только пришел в профессию. Представляете, я стал профессиональным актером пятьдесят лет назад… да, в этом году будет ровно пятьдесят. Думаю, что, когда я начинал, он уже прекратил играть. Что тут добавишь — он был иконой.

— Для Уильяма Хартнелла роль в «Докторе Кто» была, возможно, главной в карьере. Есть эпизод «Три Доктора» — он вернулся в шоу после долгой паузы и выглядел в нем по-настоящему счастливым. Что бы вас сделало счастливее — несколько известных ролей, которые бы отняли все ваше время, или столько разных героев, сколько вашей душе угодно? 

— Конечно, я очень горжусь тем, что играл в «Докторе Кто», «Гарри Поттере», «Игре престолов», «Убийстве на пляже» (Broadchurch) и еще много в чем, но я думаю, что самое большое удовольствие для актера — когда ему предлагают разные роли, такие, которые вызывают страх или волнение. Такие, чтобы ты подумал: «Ох, я не уверен, что я справлюсь, но я попробую». Мне нравится ощущение, что мне бросают вызов — и меня немного это пугает.

— Вы не только играете в спецвыпуске «Доктора Кто», но и озвучиваете аудиокниги «Приключения Первого Доктора» от издательства Big Finish Productions. Что вам нравится больше — играть Доктора на съемочной площадке или в собственном воображении?

— Для меня это два совершенно разных ощущения, два разных способа выражения себя и своего персонажа — через чужой сценарий и через свое воображение, будь то аудио или кино. Если бы мне нужно было выбирать, то я бы предпочел остаться на большом экране. Но процесс аудиозаписи несет в себе определенные вызовы, ведь там ты не можешь положиться на свою телесность и жесты, чтобы показать характер героя. Нет, тебе приходится все делать голосом, а еще не нужно одеваться! Никаких костюмов, обожаю.

SONY SCI-FI

— У вас невероятный герой в сериале «Убийство на пляже»: тихий мужчина, которого обвиняли в преступлении, которого он не совершал, и довели до самоубийства. Играя таких персонажей, вы чувствуете себя опустошенным?

— Если ты актер, то в идеале ты включаешься в работу целиком — и сердцем, и головой. Сердце помогает тебе сыграть роль, но голова помогает немного отстраняться от нее. Я не хочу приходить домой каждый вечер после съемок и плакать в подушку из-за того, что мой персонаж собирается покончить с собой. Мне необходимо смотреть на него снаружи точно так же, как и изнутри. Я знаю, что есть некоторые актеры — но это не я, — которые могут вжиться в роль и жить ею 24 часа в сутки — думать, спать и дышать, как персонаж. Но мне нужно отключаться и сохранять ощущение перспективы, чтобы играть роль — таков мой метод.

— Вы президент Second Thoughts Drama Group — актерской труппы, которая находится в Стратфорде-на-Эйвоне, городе, где родился сам Шекспир.

— Да, я пару дней назад видел их представление, но они не так уж часто играют Шекспира. Но когда я играл значимые роли в больших постановках по Шекспиру в Королевском Шекспировском театре, то я иногда смотрел в сторону его могилы. Это совсем рядом, вверх по дороге к церкви. И я тихонько спрашивал у Шекспира, хорошо ли у меня получилось. (Смеется.)

— За полвека вы сыграли множество разных ролей. Какая далась сложнее всего?

— Самая сложная… каждый новый фильм для меня — неизведанная земля. Но вообще самый сложный момент — когда я был дублером в театре на роль короля Лира, а основной актер заболел, и мне пришлось играть с основным составом, хотя у нас почти не было времени на подготовку. Это случилось где-то 25 лет назад. И это было страшно — когда тебе говорят, что через пару часов тебе надо сыграть короля Лира перед полным залом. К счастью, это было сродни автомобильной аварии — я ничего не помню, просто хорошо провел время (смеется).

— Новый эпизод «Доктора Кто» — рождественский рассказ. В то же время у вас там Первая мировая война, смерть, окопы. Как «Доктору Кто» удается сочетать такие вещи в одной истории?

— Так, мы сейчас с вами в опасной зоне: мне сказали не обсуждать эти сцены. По какой-то причине авторы хотят, чтобы они остались сюрпризом (смеется). Так что я не могу ничего сказать о них, но уверен, что зрители будут действительно удивлены и тронуты, — хоть это и война.

— Вы играли не только в британских телешоу, но и в международном проекте «Игра престолов» и в американском «Штамме». С точки зрения актера — в чем разница между телепроизводством в Британии и США?

— Автором «Штамма» был Гильермо дель Торо, мексиканский режиссер, который меня восхитил еще в «Лабиринте фавна», так что работать с ним было одно удовольствие. У американцев, конечно, совсем другой уровень производства: у меня было ощущение, будто мы снимали полноценное кино каждую неделю. У них всегда больше денег и больше времени на съемки, и они не останавливаются, пока не доснимут сцену. Так что иногда мы работали по 18-20 часов в сутки.

В Британии обычный съемочный день длится 12 часов — например, с семи утра до семи вечера. И если время вышло, то все, все закончили. А американцы работают, пока не снимут так, как надо. Я-то, конечно, предпочитаю более короткий рабочий день, но я же перфекционист и не успокоюсь, пока мы не сделаем отлично. Так что я не против работать сверхурочно, если в итоге у нас получится лучшая сцена.

— В России принято десятилетиями пересматривать одни и те же фильмы каждый Новый год, каждое Рождество. У вас так же? Что вы смотрите на Рождество обычно?

— Я не смотрю много фильмов в праздники, но у нас очень популярна «Эта замечательная жизнь» с Джеймсом Стюартом. На само Рождество я люблю посмотреть хороший мюзикл — что-нибудь вроде «Поющие под дождем». Мюзиклы — то, что надо!

— В сериале «Доктор Кто» звук [машины времени] «Тардис» несколько раз описывают очаровательной фразой: «Это звук, который приносит надежду». А на что надеетесь вы в эти неспокойные времена?

— Больше всего — на то, что молодое поколение будет задавать само себе и нам много вопросов, проверять на прочность сложившийся порядок вещей и требовать более справедливого мира для всех.

— Ваша последняя на сегодня роль — путешественник во времени. Поделитесь в эти праздники каким-нибудь секретом, который вы узнали о природе времени?

— Нашли специалиста (смеется)! Лучший совет о времени вам даст Генри ван Дайк. «Время течет слишком медленно для тех, кто ждет; слишком быстро для тех, кто страшится; долго тянется для тех, кто в печали; мигом кажется для тех, кто веселится. А для любящих сердец время — вечность».

Егор Москвитин