Перейти к материалам
истории

Rotten Tomatoes — главный сайт с оценками фильмов. Можно ли его обмануть, чем он плох и при чем тут «Звездные войны»?

Источник: Meduza
chrisdorney / Shutterstock.com

Самый простой и надежный способ разобраться, хороший фильм или нет — зайти на сайт Rotten Tomatoes, чей «томатометр» практически никогда не подводит. Rotten Tomatoes ведет два рейтинга: один учитывает мнение критиков, другой — зрителей; чаще всего они совпадают, но иногда кажется, что профессионалы и обычные посетители кинотеатров смотрели разные фильмы. Ровно так и вышло в случае новых «Звездных войн»: фанаты ставили им низкие оценки, а критики были в восторге. «Медуза» рассказывает, как работает система оценок на Rotten Tomatoes — и за что ее критикуют.

Что такое Rotten Tomatoes?

В 1998 году поклонник фильмов с Джеки Чаном Сен Дуонг решил собрать все рецензии на картины с любимым актером, опубликованные в США, — и придумал сайт, на котором бы на основе таких рецензий выставлялись оценки фильмам. Название он взял, вспомнив о старой традиции закидывать тухлыми помидорами неугодных артистов.

В основе Rotten Tomatoes простая идея: каждая конкретная рецензия дает фильму оценку — «свежий» или «тухлый»; среднего не дано. Затем на основе всех рецензий фильму выставляется рейтинг в процентах по «томатометру»: 100% получает фильм только с хорошими отзывами, 0 — только с плохими. У каждого фильма на Rotten Tomatoes есть и рейтинг зрителей, он формируется из оценок зарегистрированных пользователей сайта.

Агрегатор Metacritic, главный конкурент Rotten Tomatoes, к примеру, устроен гораздо сложнее: он присваивает каждой рецензии свою оценку, а потом рассчитывает средний рейтинг.

Rotten Tomatoes стал очень популярным агрегатором рецензий прежде всего потому, что он простой и понятный, в нем нет ничего лишнего. Достаточно одного взгляда на главную страницу сайта, чтобы понять, что сейчас, например, идет в прокате и какие сериалы стоит посмотреть. Сайт рассказывает только о фильмах и сериалах, не пытаясь охватить всю индустрию развлечений, как Metacritic.

В 2016-м Rotten Tomatoes перешел к компании Fandango, которая владеет одноименным и популярным в США сервисом продажи билетов в кинотеатры. С этой покупкой влияние сайта только усилилось: теперь на Fandango стали показывать рейтинг фильма на Rotten Tomatoes, посетители кинотеатров могут узнать среднюю оценку картины сразу же при покупке билета. Рейтинг на Rotten Tomatoes давно уже стал индикатором успешности фильма, таким же, как кассовые сборы.

Если у фильма высокий рейтинг, значит он хороший?

Нет, это лишь значит, что большинство критиков в своих рецензиях пришли к выводу, что фильм в целом достойный. Они могли ругать его за какие-то недостатки, фильм мог быть совершенно проходным, а не шедевром — при этом на Rotten Tomatoes у него будет близкий к 100% рейтинг. Фактически вся кинокритика сводится к тому, «свежий» фильм или «протухший». Если из рецензии сходу не понятно, понравился фильм автору или нет, то редакторы Rotten Tomatoes звонят ему и уточняют.

Хороший пример — недавняя «Чудо-женщина». У нее рейтинг по «томатометру» 92%, хотя средняя оценка фильма по десятибалльной шкале составляет 7,6, а это показатель неплохого, но не шедеврального фильма. За систему расчета рейтинга Rotten Tomatoes часто ругают, а режиссер Мартин Скорсезе даже считает, что сайт унижает создателей фильмов и уничтожает киноиндустрию.

Зрителям и критикам нравится одно и то же?

Не всегда. В целом, пользователи сайта чаще позитивно оценивают фильм, чем критики: они ведь заплатили за поход в кино в отличие от журналиста, который смотрит картины по работе, бесплатно, и подсознательно не хотят признавать, что выкинули деньги на ветер. Оценку может поставить любой человек, даже не смотревший тот или иной фильм. На общий рейтинг фильма пользовательское мнение не влияет, «свежим» или «тухлым» он признается только на основе мнения критиков.

Все это приводит к тому, что зрительское мнение иногда радикально не совпадает с мнением критиков. Например, так произошло в случае с фильмом «Отряд самоубийц»: рейтинг критиков был чудовищно низким — 26%, а вот пользовательская оценка была на уровне в 61%, что соответствует статусу неплохого, но проходного фильма. Что характерно, несмотря на разгромную критику, «Отряд самоубийц» окупился и был довольно успешен в прокате.

Похожих историй много. Например, восьмой эпизод «Звездных войн» очень понравился критикам, у него 92% по «томатометру», а пользователи сайта оценили его всего лишь в 55%. Причем есть версия, что «народный» рейтинг был сфабрикован: по крайней мере, так утверждается в фейсбук-группе фанатов ЗВ, недовольных новым фильмом. Один из участников этой группы заявил, что зарегистрировал через подставные фейсбук-аккаунты несколько учетных записей на Rotten Tomatoes и «слил» рейтинг ненавистного фильма. Представители сайта это отрицают.

Похожая история случилась с перезапуском «Охотников за привидениями», где все главные роли сыграли женщины; это очень не понравилось многим фанатам старого фильма, и они активно ставили низкие оценки просто из принципа.

Его можно обмануть?

Как оказалось, да — если не обмануть, то манипулировать оценкой. Фильм «Леди Берд» Греты Гервиг, который считают претендентом на «Оскар», получил ошеломительную прессу и до недавнего времени мог похвастаться более чем 160 положительными рецензиями; ни одной негативной не было. Более того, он обошел «Историю игрушек 3», фильм с наибольшим количеством положительных рецензий и 100-процентным рейтингом.

В начале декабря рейтинг фильма на Rotten Tomatoes упал со 100% до 99% из-за рецензии на сайте кинокритика Коула Смити. Как выяснил The Vulture в ходе собственного расследования, в своей рецензии Смити поставил фильму оценку «B с минусом», но когда вбивал данные о своей статье в систему Rotten Tomatoes (некоторые критики имеют к ней доступ), то назвал картину «тухлой». Другие фильмы, которые получали от Смити такую же оценку, он в прошлом признавал «свежими». Смити объяснил, что учитывал не только сам фильм, но и контекст, в том числе безупречный результат «Леди Берд» на Rotten Tomatoes. Критику не понравилась всеобщая любовь к фильму — и он решил изменить ситуацию. Позднее Смити переправил свою оценку с «B с минусом» на «С с плюсом», чтобы оправдать «тухлость» картины.

Павел Борисов