истории

«Удивительная миссис Мейзел». Почему не стоит пропускать сериал о девушке, которая решила стать стендапером в Нью-Йорке 1950-х

Meduza
Amazon Prime Video

«Удивительная миссис Мейзел» — самый оптимистичный и легкий сериал 2017 года и один из самых ярких проектов Amazon. Шоу рассказывает о домохозяйке Мириам «Мидж» Мейзел, которую ждет успех на стендап-сцене. Кинокритик Егор Москвитин советует посмотреть «Удивительную миссис Мейзел» всем, кто еще этого не сделал.

«Удивительная миссис Мейзел» — о чем это?

Нью-Йорк, неприлично дорогие апартаменты в Верхнем Ист-Сайде, мужчина и женщина, двое детей. Мужчина на всю жизнь обеспечен семьей и оттого поглощен своим хобби — стендапом. Женщина шутит лучше, чем он, но довольствуется ролью музы и домохозяйки. Проходит полсерии и выясняется, что герой ворует сценки у настоящих комиков и спит с секретаршей. Героиня, не поняв толком, что ее разочаровало больше — бездарность или неверность, выпивает слишком много спиртного и отправляется на поиски открытого микрофона.

Важный нюанс: на дворе 1958 год, герои — отпрыски двух очень правильных и уважаемых еврейских семей, женщинам на комедийной сцене пока не рады, а полиция все еще не очень понимает, зачем нужны эти стендапы.

Эта история идет вразрез с трендом

Почти все заметные сериалы уходящего года, построенные вокруг женских персонажей, — так или иначе суровые драмы, в которых героини сопротивлялись жестокому миру. Исключения были на Netflix — лихая предпринимательская комедия «Начальница» (Girlboss) и удивительный «Блеск» (Glow), посвященный женскому реслингу 1980-х. Но симпатичную «Начальницу» не спасло от закрытия даже продюсерское шефство Шарлиз Терон, а «Блеск», судя по всему, был продлен на второй сезон после довольно долгих раздумий. Обычное требование к сериалам с решительными героинями — они должны страдать, а не смеяться; так было и в «Большой маленькой лжи», и в «Хорошей борьбе», и в «Цыганке», и сразу в двух экранизациях Маргарет Этвуд — «Рассказе служанки» и «Она же Грейс».

«Удивительная миссис Мейзел» поражает прежде всего своей легкостью. Героиня в первом же выступлении открывает в себе талант к стендапу и добивается успеха — в то время как комики из сериала «Умираю со смеху» беспрерывно терзаются сомнениями. Муж, который уходит от миссис Мейзел, не особенно-то ей и нужен (таков консенсус зрителей) — эта девушка уж точно не пропадет. А непринужденность, с которой она совмещает воспитание двоих детей и побеги из полицейского участка, и вовсе лишает сериал малейшей остроты. Это сказка о том, что все будет хорошо, — ровно то, чего зрители ждут в конце года.

Prime Video

А еще это триумф Рэйчел Броснахэн

Все перечисленное ни в коем случае не означает, что от ведущей актрисы не требуется серьезного драматического таланта. Несмотря на свою утешительную интонацию, сериал раз-два за эпизод делает зрителю очень больно. Обычно это происходит во время стендапов, которые начинаются шутками, а заканчиваются откровенными разговорами о том, что счастье — химера. Актриса Рэйчел Броснахэн, до «Мейзел» известная в основном по роли затравленной проститутки из «Карточного домика», быстро превращается из комического героя в трагического. В одной сцене она излучает оптимизм и волю к жизни — а уже в следующей выглядит как герой песни Фиби Буфе из «Друзей».

А вообще Броснахэн удается быть примой мюзикла в сериале, в котором нет музыкальных номеров. Это незаметный на первый взгляд актерский труд, требующий особой моторики. В «Удивительной миссис Мэйзел» есть сцены проходов по районам Нью-Йорка, снятые в стиле «Вестсайдской истории»: героиня идет, и серые улицы вокруг нее как будто окрашиваются в яркие цвета. Мейзел провела полжизни в плену глянцевых грез: жила в Верхнем Ист-Сайде, изучала русскую литературу, декорировала квартиру и меняла наряды. Ее столкновения с реальным миром в другом сериале могли бы превратиться в набор утомительных скетчей, но здесь этот опыт из повода для шуток трансформируется в некую жизненную стратегию: украшай и властвуй.

Сериал нравится всем

На сайте Rotten Tomatoes шоу сохраняет рейтинг 95% у критиков и 97% у зрителей — это даже больше, чем у «Очень странных дел». А пилот сериала на интернет-сервисе Amazon набрал у пользователей 4,9 балла из 5 — и канал впервые в истории подписал с шоураннерами контракт сразу на два сезона.

В театре и кино такие проекты называют термином «crowd-pleaser» — обычно так именуют фильмы и спектакли, которые нравятся решительно всем (вроде «Ла-Ла Ленда» или грядущего «Величайшего шоумена» с Хью Джекманом). С «Удивительной миссис Мэйзел» та же история: она не может не полюбиться зрителю. Вдохновляющий сюжет, тонкий юмор, сбивающие с ног драматические вставки, ярчайшая звезда, слаженный актерский ансамбль и декорации, словно бы позаимствованные из фильмов Уэса Андерсона. И шоураннеры, умеющие распоряжаться таким богатством.

Amazon Prime Video

О шоураннерах стоит сказать подробнее 

Трагикомедию о том, как общая страсть к творчеству не смогла спасти брак, придумали настоящие муж и жена. Шоураннер Эми Шерман-Палладино и ее муж Дэниел Палладино известны прежде всего по сериалу «Девочки Гилмор» — едва ли не самой лучшей на телевидении игре в дочки-матери. Конек Эми — остроумные диалоги, в которых один герой отвечает за драму, а другой за комедию. В «Удивительной миссис Мейзел» есть минимум пять персонажей, которые готовы без устали шутить, пока центральные герои изливают им душу: это их родители и хабалка из бара, пытающаяся стать агентом артистов. Играющая ее Алекс Борштейн — такая же находка, как Кончата Феррелл, изображавшая ворчливую домработницу в «Двух с половиной мужчинах».

Талант Дэниела, продюсера мультсериала «Гриффины», заключается, по всей видимости, в том, чтобы драматургия шоу оставалась устойчивой и равномерной. В первом сезоне «Удивительной миссис Мейзел» нет проходных эпизодов — это очень ровное повествование, которое, кстати, только за предсказуемость и ругают — других недостатков в нем нет. 

Что нужно знать еще?

Кажется, ничего: «Удивительная миссис Мейзел» хороша именно своей несерьезностью, а все попытки найти в ней скрытый смысл — сродни желанию придать вес чему-то воздушному и легкому, чтобы оно не улетучилось. Это не поворотный момент в судьбе Amazon, не серьезная костюмная драма (пусть у героев и были прототипы в реальной жизни), не комедия года (этот титул носит «Вражда») и не самый вероятный претендент на следующую «Эмми» — хотя за Броснахэн стоит держать кулачки. Не очередной великий сериал, а просто приятная интрижка. Но после нее всем будет что вспомнить.

Егор Москвитин