«Джуманджи. Зов джунглей»: идеальный (и дурацкий) праздничный фильм Выходит продолжение культовой сказки 1995 года
В прокате с 21 декабря картина Джейка Каздана «Джуманджи. Зов джунглей» — римейк популярного фильма 1995 года «Джуманджи» с Робином Уильямсом. В новом фильме четверо подростков решают поиграть в старую игру на приставке и попадают в вымышленный мир Джуманджи. Выбраться из него не так просто. По мнению кинокритика Антона Долина, «Джуманджи. Зов джунглей» — идеальный праздничный фильм, потому что ему удается быть дурацким и очаровательным одновременно.
Кинопрокатное меню на этот Новый год богаче обычного. Есть и традиционные «Елки» с «Тремя богатырями», неизбежный отечественный блокбастер (на сей раз спортивное «Движение вверх»), очередные «Звездные войны», немудрящий голливудский мультик «Фердинанд». Но если по совести отвечать на вопрос «Что посмотреть, чтобы не испортить сказочное настроение?», то на ум придет только одно название: «Джуманджи». Фильм в равной степени дурацкий и очаровательный — безупречное праздничное сочетание.
Собственно, зрителей поколения 30-40-летних уговаривать не придется. На странное словечко «Джуманджи» они отреагируют, как собаки Павлова, и не потому, что читали одноименную книгу Криса Ван Оллсбурга: причина — упоительный фильм 1995 года. Самое блестящее произведение отнюдь не гениального режиссера Джо Джонстона, та картина о волшебной настольной игре содержала идеальный баланс элементов. Она была дурашливой и страшноватой, с потрясающими визуальными эффектами (компьютерные обезьяны и львы тогда были в новинку) и замечательными артистами. В частности, маленькой Кирстен Данст и молодым Робином Уильямсом. Его памяти, естественно, посвящен новый фильм, где упоминается (для понимающих) и персонаж Уильямса, злополучный Алан Пэриш, застрявший во вселенной коварной игры и проведший там всю жизнь. Но за исключением этой детали «Джуманджи. Зов джунглей» — самостоятельная картина, которая обыгрывает сюжет классического фильма, но может быть оценена и в отрыве от него.
Фильм 2017 года, и близко не такой волшебный, как оригинальный «Джуманджи», обладает некоторыми его важнейшими качествами. Это азартная и абсурдная комедия о виртуальной реальности, которая начинает управлять нашей скучноватой повседневностью и менять ее на глазах, делая соблазнительной и опасной. А еще — кино о взрослых, которые ведут себя, как дети, и о детях (ну, подростках), оказавшихся в положении взрослых. Актерский состав здесь тоже не худший: здоровяк Дуэйн Джонсон и смешной толстяк Джек Блэк — таланты и знаменитости, известный по франшизе «Очень страшное кино» Кевин Харт и Карен Гиллан («Стражи Галактики») чуть менее раскручены, зато оба смешные. А Гиллан — еще и симпатичная.
Режиссер Джейк Каздан — не только прекрасный комедиограф («Очень плохая училка»), но и сын культового сценариста и постановщика Лоуренса Каздана, создателя, в том числе, драматургической основы лучших серий «Звездных войн» и первого фильма об Индиане Джонсе. Это важная подробность — и не только потому, что Каздан-младший нагло косплеит и пародирует классику авантюрного кино 1980-х, но и потому, что тема отцов и детей известна ему не понаслышке. Как и проблема сиквелов и римейков, которые все сравнивают с оригиналами.
Идея нового «Джуманджи» не принципиально отличается от классического сюжета. Четверо старшеклассников находят на чердаке школы, куда их сослали за различные провинности, покрытую пылью игру — правда, на этот раз не настольную; это видеоигра, но тоже древняя. По глупости они нажимают кнопку «Старт» и оказываются во вселенной Джуманджи. Теперь им не будет пути назад, пока они не пройдут игру до конца и не выполнят все задания. Разница в том, что на этот раз они очутились в телах своих аватаров. Каждый — немного не в своей тарелке. Глуповатый спортсмен стал слабаком-оруженосцем, его друг-интеллектуал — качком с мощной харизмой, застенчивая отличница превратилась в секс-символ, а школьная королева красоты оказалась пухлым бородатым мужчиной (ее восторженному знакомству с собственным членом в фильме, пожалуй, уделено чуть больше внимания, чем стоило бы).
Для всех, кто вырос на «Крокодиле Данди» и «Романе с камнем», картина Каздана — лучший новогодний подарок. Мотивации героев здесь подчеркнуто и вызывающе неубедительны. Главное — веселая движуха в джунглях и пинг-понг из взаимных приколов. Справедливости ради, надо вспомнить, что в старом «Джуманджи» была восхитительная меланхолия, которой новая лента лишена начисто. К финалу тебе категорически безразлично, что случится с героями в будущем, и ты уж точно не мечтаешь о сиквеле. Его теперь уже, вероятнее всего, и не будет. Однако одноразовый опыт — сыграть в старую нелепую игру и ненадолго впасть в детство, — безусловно, стоит того, чтобы его прожить. Тем более, купив билет в кино, вы, в отличие от героев фильма, ничем не рискуете.