Московский художник поджигал деревенские дома для фотопроекта. Борцы за сохранение культурного наследия возмущены Как выглядит работа Данилы Ткаченко «Родина»?
Московский художник Данила Ткаченко поджигал пустующие деревенские дома для фотопроекта. Снимки вошли в новый проект художника «Родина», посвященный вымиранию деревень. Ткаченко рассказывал изданию Colta.ru, что для «Родины» выбирал заведомо заброшенные дома, изучал, что в них осталось от последних жильцов, проводил в них несколько дней — и лишь после этого поджигал. «Конечно, это по-русски: взять и на хрен сжечь», — говорил Ткаченко. Все фотографии из серии сделаны в темное время суток.
Художник уверен: сожженные дома никому не нужны. По словам Ткаченко, попавшие на его снимки постройки — это полуразрушенные дома с прогнившими крышами в деревнях, куда никто не ездит. Он признается, что проект «Родина» кажется ему «топорным», поскольку в нем «смакуются горящие объекты» — но оговаривается, что все его работы в принципе просты. Ткаченко был готов к тому, что его работа вызовет негативную реакцию, и не исключал, что ему придется уехать из страны. «Возможно, будет какой-то взрыв. Это и правильно. Искусство должно будоражить человека, а не утешать», — говорил он «Кольте».
Данила Ткаченко — один из самых заметных современных художников России. Ему 28 лет, он окончил московскую школу фотографии имени Родченко в 2014-м и в том же году получил престижную фотопремию World Press Photo за проект «Побег». В рамках этого проекта Ткаченко искал и снимал быт отшельников, добровольно ограничивших контакты с цивилизацией. В 2014 и в 2017 годах номинировался на премию Кандинского за проекты «Закрытые территории» и «Опытное поле». Работы Ткаченко выставляются и в России, и во многих зарубежных галереях.
«Родиной» возмутился благотворительный фонд «Крохино». 28 ноября на странице фонда в фейсбуке появился пост, посвященный проекту. В нем говорилось, что «искусствоведам в этих проектах оценивать нечего», а творчество Данилы Ткаченко стоит проверить сотрудникам прокуратуры на предмет признаков уголовных преступлений, например умышленного поджога и повреждения объектов культурного наследия. «Страна для этого „творца“ не просто мертва, но еще и годна для любых экспериментов, какие придут в его одаренную голову», — говорится в посте.
Фонд «Крохино» занимается сохранением и возрождением объектов культурного наследия и работает с 2010 года, его миссия — «воспитание ответственного отношения к культурному наследию со стороны российских граждан». В числе осуществленных проектов фонда — создание рукотворной дамбы на Белом озере, защищающей от разрушения полузатопленный храм-маяк XVIII века в селе Крохино Вологодской области, и собрание коллекции крохинского культурного наследия. Руководитель благотворительного фонда «Крохино» Анор Тукаева также опознала два храма Вологодской области в другом проекте Ткаченко 2017 года «Монументы» (в нем художник ничего не поджигал, но, например, накрывал старые храмы полотном). По ее мнению, допустимы только поджоги реконструированных зданий для съемок кинофильмов.
О каких-либо заявлениях в правоохранительные органы в посте фонда не говорится. Но, как пишет «Газета.ру», фонд готовит обращения в министерство культуры РФ и Росимущество, поскольку даже если сожженые дома были бесхозными, ими все равно заведует Росимущество.
Работа Ткаченко также не понравилась «Архнадзору». В частности, координатор движения Константин Михайлов объяснил в комментарии «Газете.ру»: «Это наше наследие, вне зависимости, находится ли оно в приличном виде и имеет ли статус защищенного объекта. Дома во многих случаях являются чьим-то имуществом, даже если стоят заброшенными». При этом Михайлов не призывал к каким-либо действиям в отношении художника.
Поправка. В предыдущей версии статьи утверждалось, что Данила Ткаченко является лауреатом премии Кандинского. На самом деле он был номинирован на премию в 2014 и 2017 годах. Приносим извинения читателям.