Перейти к материалам
истории

«Вершина озера»: детектив с Николь Кидман Главный сериал Канн-2017 (и сильное высказывание о женщинах в киноиндустрии)

Источник: Meduza
Фото: Festival de Cannes

В этом году Николь Кидман привезла на Каннский кинофестиваль не только три фильма (один чуднее другого), но и второй сезон «Вершины озера» — одного из важнейших сериалов десятилетия. Обозреватель «Медузы» Егор Москвитин посмотрел «Вершину озера» и решил, что именно это — главный сериал Канн, а не «Твин Пикс». На канале Sundance сериал будет показан в сентябре 2017 года.

Ровно четыре года назад сериал «Вершина озера», снятый любимицей Канн Джейн Кэмпион («Пианино»), изменил болевой порог зрителей. Первый сезон превратил пасторальные новозеландские пейзажи, где только-только отсняли «Хоббита», в кромешный ад — но ад нулевых температур. Женщина-детектив (тогда — Элизабет Мосс из «Безумцев», теперь уже — Элизабет Мосс из «Рассказа служанки») приехала в загнивающий город, чтобы спасти ребенка — пропавшую беременную двенадцатилетнюю девочку. Жертву то ли насилия, то ли инцеста. Вместо того, чтобы найти и обличить зло, сериал вступил с ним в диалог, дав возможность развернуто высказаться педофилу.

Красоте главной героини и природы «Вершина озера» нарочито противопоставляла гротескное уродство других персонажей. А еще сериал ставил социальные эксперименты — там, например, была коммуна женщин, травмированных мужчинам. Называлась она по-издевательски — «Раем». Каждая серия раскрывала подробности прошлого героини — и становилось ясно: она еще большая жертва психологического насилия, чем Кларисса Старлинг в историях о Ганнибале Лектере.

За фокус на столь необычной героине, за достойную уважения феминистскую позицию, за авторитет Джейн Кэмпион, за показ на телеканале Sundance «Вершину озера» и считают одним из ключевых детективов нового десятилетия. Но тех, кто его не смотрел, лучше предупредить: это медленная и холодная история, не очень динамичная, но в ней совершенно особым образом нагнетается чувство страха. Сериал ближе скорее к «Краху» (The Fall) с Джиллиан Андерсон, чем к «Настоящему детективу», поэтому потребуются усидчивость и воображение, чтобы его оценить.

 

BBC First Australia

Второй сезон, нон-стопом показанный в Каннах, уже своим подзаголовком дает понять, что детектив Робин Гриффин (Элизабет Мосс) станет новым Шерлоком Холмсом и вернется на экраны еще не раз. «Вершина озера: Китайская девушка» переносит действие в Сидней и Гонконг. На австралийский пляж выносит чемодан, из которого торчат волосы. Внутри — азиатская проститутка, личность которой установить невозможно. А внутри тела, прямо как в матрешке, еще больше сюрпризов — но этот сериал слишком нетороплив, чтобы позволить себе хоть один спойлер.

К тому же, в новом сезоне личная жизнь героев оказывается даже интереснее расследования. Гриффин возвращается в Австралию, чтобы проводить тренировки новобранцев. Неподалеку от ее дома живет рыжая студентка, которая по какой-то причине для нее очень важна. Эта девушка встречается с философствующим сутенером. Их связь приводит в ужас родителей: маму девушки — профессора и феминистку, только что осознавшую, что она лесбиянка, — играет Николь Кидман с пепельными волосами. Еще здесь есть Гвендолин Кристи — леди Бриенна из «Игры престолов» и командир штурмовиков из «Звездных войн». Ей отведена роль немного комичного, нескладного и ранимого доктора Ватсона — верной помощницы, которая своими странными реакциями на происходящее дает сыщику подсказки. И Кристи, и Мосс, и Кидман играют виртуозно, но, кажется, их персонажи выглядели бы еще убедительнее, если бы актрисы хоть немного забыли о той миссии, которая заложена в их роли.

Если первый сезон «Вершины озера» существовал во вполне понятной системе координат (еще не вышедший «Настоящий детектив», только что показанный «Крах», щепотка «Твин Пикса»), то второй не похож вообще ни на что — разве что на реальную жизнь. Здесь смешиваются множество жанров: забавная социальная сатира; старомодный детектив с линейным сюжетом; психологический триллер о детективе, страдающем бессонницей и что-то ищущем в ночном городе; трагикомедия о семье, в которой больше не разговаривают за едой; мягкий абсурд Вуди Аллена; резкая агрессивность Джейн Кэмпион и многое другое.

 

Фото: Festival de Cannes

При этом «Вершина озера» — большое высказывание, причем не столько про общество, сколько про киноиндустрию, не признающую женщин (чтобы это понять, достаточно подсчитать, сколько женщин-режиссеров на видеозаставке Каннского фестиваля). Но говорить про социальный и политический контекст сериала совершенно не хочется — все равно будут сказаны ровно те же слова, что и в рецензии на «Рассказ служанки». А говорить про сюжет нельзя — малейший спойлер действительно разрушит все. Поэтому до премьеры (она состоится в сентябре на Sundance Channel) придется ограничиться банальным, но как никогда подходящим вердиктом: это один из тех сериалов, которые или сразу отталкивают, или притягивают навсегда.

P. S. И да, это главный сериал Каннского фестиваля — 2017. Назвать таковым новый «Твин Пикс» — значит попытаться обратить время вспять. Нельзя считать премьерой (хоть и на красной ковровой дорожке) то, что сначала появилось на телевидении и в интернете, и только потом — на фестивале.

Егор Москвитин, Канны