Перейти к материалам
истории

Фильмы на майские праздники. Роберт Паттинсон ищет сокровища, Эмма Уотсон борется с интернетом, Энн Хэтуэй превращается в монстра

Источник: Meduza

Кинокритик Антон Долин рассказывает на «Медузе» о самых заметных кинопремьерах. В этот раз — о фильмах, которые можно посмотреть на майских праздниках: «Затерянный город Z» Джеймса Грея о поисках Эльдорадо, «Сфера» с Эммой Уотсон и Томом Хэнксом об опасностях цифровых технологий, «Моя девушка — монстр» с Энн Хэтэуэй о реальности внутренних демонов и другое кино, вышедшее в конце апреля в прокат.

«Затерянный город Z»: настоящий Эльдорадо

Главное — не принять эту картину по ошибке за очередную реинкарнацию «Индианы Джонса» или, того хуже, «Тарзана»: скорее здесь уместно вспомнить «Агирре, гнев божий» и «Фицкарральдо» великого Вернера Херцога. На первый взгляд — приключения, поиск Эльдорадо в джунглях Амазонии и молодые популярные артисты: Чарли Ханнем, Сиенна Миллер, Роберт Паттинсон (придется совершить усилие, чтобы опознать томного вампира из «Сумерек» в бородатом неловком Паганеле). В реальности — задумчивый медитативный ритм, ослабленная сюжетная линия, минимальный саспенс и предельная близость к реальным фактам биографии британского офицера и ученого Перси Фоссета, искавшего Эльдорадо в начале ХХ века. 

Не исключено, что это важнейший и самый личный (хотя наименее автобиографический) фильм Джеймса Грея, режиссера с большой фестивальной славой, романтика, продолжателя традиций Нового Голливуда, создателя «Маленькой Одессы», «Ярдов» и «Любовников». Его новый герой заворожен мечтой в той же степени, в которой не способен уверовать в ее осуществление: его одержимость Эльдорадо — бег Ахиллеса за неуловимой черепахой; бег на месте. Для зрителя процесс может оказаться утомительным, но выход есть: забудьте об интриге и наслаждайтесь тем, как снимает магические сумеречные джунгли невероятный Дариус Хонджи, один из лучших операторов современности. 

«Перестрелка»: убей меня медленно

Здесь ситуация обратная «Затерянному городу»: вместо сверхидеи и идеализма — чистый экшн, лишенный даже рудиментарных признаков логики и психологии; диалоги здесь нужны только для того, чтобы похвастаться актерским составом. Он и правда незаурядный: Арми Хаммер, Киллиан Мерфи, Шарлто Копли, Сэм Райли и (единственная девушка) «оскаровская» лауреатка Бри Ларсон.

Англичанин Бен Уитли — стремительно входящий в моду режиссер, чьи манерность и нехватка чувства юмора (в сочетании с постоянными попытками пошутить) никак не мешают любви со стороны образованной молодежи. Снятая после нашумевшей, затянутой и несообразно претенциозной «Высотки» «Перестрелка» — попытка Уитли произвести на свет своих «Бешеных псов». Действие замкнуто в пределах одного большого склада-подвала и ограничено десятком действующих лиц, одетых по моде 1970-х (тогда и происходят события фильма). Большинство героев — криминальные элементы, двое — бойцы Ирландской республиканской армии. Они встречаются, чтобы купить и продать крупную партию оружия. В какой-то момент все идет не по плану, и начинается утомительная война всех против всех. Чуть больше часа экранного действия артисты стреляют друг в друга и картинно чертыхаются. Этим зрелищем и предлагается насладиться.

«Сфера»: паранойя на марше

Антиутопия, основанная на одноименном бестселлере Дэйва Эггерса об опасности социальных сетей. Технологический колосс «Сфера» пропагандирует предельную открытость: твой социальный профиль должен включать не только предпочтения и фотографию, но и информацию о всей твоей жизни вплоть до состояния здоровья; а крохотные вездесущие камеры сопровождают каждый шаг пользователя, за которым имеет возможность следить кто угодно. Разумеется, что за утопическими планами по преобразованию вселенной кроется как минимум алчность циничных капиталистов, а как максимум — вечная и, что страшнее всего, добровольная зависимость от Большого Брата. В общем, все популярные мании и фобии довольно ловко собраны в один фильм. 

Правда, режиссеру Джеймсу Понсольдту (лучшая его работа до этого — камерная картина «Конец тура») не хватило то ли бюджета, то ли экранного времени, то ли масштаба мысли, чтобы все по-настоящему сложилось. На выходе перед нами все равно не глобальная притча-предостережение, а локальная история одной стажерки, которая погналась за карьерой и славой, но обрела только несчастье. В ее роли — Эмма Уотсон, нещадно переигрывающая, но все равно обаятельная. Том Хэнкс прекрасно вписался в роль эдакого эрзац-Джобса, демонически притягательного магната-изобретателя, Джон Бойега вновь доказал свою безупречную органику. Обратите особое внимание на отца главной героини: это последняя роль Билла Пэкстона, ушедшего из жизни в минувшем феврале. 

«Моя девушка — монстр»: вся правда о чудовищах

Очаровательный гибрид малобюджетной бытовой комедии и фильма о кайдзю (вспоминается уже не только поднадоевший «Годзилла», но и более современное «Вторжение динозавра» Пон Джун-Хо). Глория — беззаботная тусовщица из Нью-Йорка, бойфренда которой безумно раздражает ее безответственность: в самом начале фильма они расстаются, и Глория вынуждена вернуться в маленький городок, где когда-то выросла. Там она встречается с одноклассником, устраивается официанткой в бар, пытается привести дела и мысли в порядок. Но есть один нюанс: стоит Глории зайти на территорию крохотного парка, как в Сеуле из воздуха материализуется гигантский монстр, повторяющий каждое ее движение. Разумеется, корейцы в ужасе от необъяснимого явления. Глория и сама в шоке. 

В основе картины — давний тезис о том, что любое кинематографическое чудовище — всегда метафора. В данном случае — метафора неуверенности в себе и скрытых комплексов, которые в момент кризиса могут стать стихийным бедствием для всех окружающих. Оригинальную концепцию с редким актерским бесстрашием воплощает на экране Энн Хэтэуэй: это, вероятно, не лучший фильм в ее фильмографии, но роль — одна из самых удачных. Испанский режиссер Начо Виголандо знаком зрителю по недурному экспериментальному триллеру «Открытые окна» с Элайджей Вудом и Сашей Грей.  

«Секретный агент»: никаких секретов

Респектабельный пожилой британский режиссер Майкл Эптед — ветеран шпионского боевика и триллера (например, он снимал прекрасный «Парк Горького», «И целого мира мало» о Джеймсе Бонде, увлекательную «Энигму»). В «Секретном агенте» Эптед в своем репертуаре — даже чересчур. Как ни пытаются режиссер и сценарист удивить очередным сюжетным перевертышем, все кажется давно знакомым, предсказуемым, едва ли не уютным. Кто двойной агент, кто крот, кто работает на исламских террористов, кто прикрывает его в спецслужбах — обо всем опытный зритель догадается. Особенно тот, который смотрел хотя бы пару сезонов «Родины», — ее здесь явно имели в виду продюсеры. 

Надо признать, что спецагент из Нуми Рапас получился весьма убедительный, и орнамент из Орландо Блума, Майкла Дугласа и Джона Малковича (а ну-ка, кто хороший, кто плохой?) сложился эффектный. Тот случай, когда кастинг отчасти компенсирует нехватку оригинальности. И все же — это идеальный фильм для необременительного просмотра на экране компьютера или телевизора. Поход в кино сугубо факультативен, несмотря на обилие драк и перестрелок. 

Антон Долин

Фото в анонсе: Plan B Entertainment / Парадиз