«Налет», «Филфак» и еще шесть новых российских сериалов Некоторые из них лучше не пропускать
10 апреля на Первом, ТНТ и НТВ выходят большие сериальные премьеры — «Налет», «Филфак» и «Мертв на 99 процентов». А обновленный канал ТВ3 в начале апреля запустил программу по образцу американского Amazon. Именитые режиссеры (Анна Меликян, Николай Хомерики, Нигина Сайфуллаева и Петр Буслов) выносят на суд публики пилоты своих сериалов, а зрители и специалисты решают, достойны ли эти шоу целых сезонов. Экспериментальный проект называется «Быть или не быть» — и обещает сделать телепроизводство ответственнее и прозрачнее. По просьбе «Медузы» восемь новых российских сериалов посмотрел кинокритик Егор Москвитин.
Налет
Режиссер Карен Оганесян. Первый канал, с 10 апреля
Автор оригинального французского сериала — режиссер и сценарист Оливье Маршаль, бывший полицейский и мастер характерных драм. После фильма «Набережная Орфевр, 36» Маршаль на какое-то время очаровал если не российскую аудиторию, то как минимум отечественную прессу — своей работой в стилистике таких криминальных драм, как «Прощай, друг», «Профессионал» и «Схватка» Майкла Манна. Но после «Налета» выяснилось, что Маршаль куда больше влюблен в родную литературу, чем в мировой кинематограф. В истории о четырех полицейских, которые пытаются восстановить честь своего начальника, можно услышать эхо и «Трех мушкетеров», и «Отверженных».
Российский сериал с Владимиром Машковым, Александром Палем, Лукерьей Иляшенко и Денисом Шведовым переносит действие в Калининград (уже лучше, чем Москва, Санкт-Петербург и популярный у наших кинематографистов Нижний Новгород), но сохраняет французский стиль. Описать эту атмосферу, не прибегая к стереотипам, сложно: ранимые герои отчаянно совершают бесстрашные поступки, все как во французском и итальянском кино 60-70-х. Паль и Иляшенко здесь не похожи на себя, а мастерство Шведова и тем более Машкова не вызывает вопросов. Второстепенные персонажи, увы, рушат эту картину, но динамика сюжета такова, что вторую серию хочется включить сразу после первой, а это очень хороший знак. Пока рано судить, но кажется, таких качественных ремейков западной классики на российском ТВ еще не было.
Филфак
ТНТ, с 10 апреля
Сериал от Good Story Media, продакшн-компании, ответственной за «Физрука», «Сладкую жизнь» и «Ворониных» — проектов, чрезвычайно успешных в своих нишах. Никакой особой филологии в новом ситкоме, впрочем, нет, а есть парафраз коллизии из первого сезона «Теории большого взрыва»: ботаники пытаются склеить девушек, но девушки предпочитают хулиганов. Выпускникам «Универа» здесь должно быть комфортно, любителям «Интернов» — тоже, но зритель, привыкший к западным молодежным ситкомам, неизбежно заскучает. «Филфак» обращается к слишком широкой целевой аудитории — и в итоге промахивается мимо тех, кому мог бы быть интересен.
Мертв на 99 процентов
Режиссер Степан Коршунов. НТВ, с 10 апреля
Остросюжетный сериал НТВ, снятый богаче, чем принято на этом канале, — но не способный выйти за рамки привычной матрицы. ФСБ, а заодно и все спецслужбы мира (чего мелочиться) охотятся за неким Змеем — оперативником, сменившим внешность и затеявшим собственную игру против всех. Новое лицо Змея (совсем как в «Туристе» с Деппом) заодно оказывается лицом успешного предпринимателя, который об этом ничего не подозревает — или что-то от нас с вами скрывает. Главного героя играет Алексей Чадов, героиню — Анна Старшенбаум, а сурового босса из спецслужб — много работавший в Голливуде Олег Тактаров. В своем жанре этот сериал, наверное, компетентен — но конкурировать с западными шпионскими теледрамами и большинством российских шоу из этого списка ему будет сложно.
Близкие
Режиссер Петр Буслов. ТВ3, снят пилот
«Близкие» начинаются как очередной криминальный трэш, но вот странное дело: с этим сериалом сразу понимаешь, что ваши отношения сложатся. Возможно, дело в дичайшем открывающем монологе, который произносит голобрюхий Владимир Вдовиченков; возможно, в последующей погоне по лесу, где жертва привязана к офисному стулу, а у одного из бандитов компресс на ухе. Это что-то среднее между «Пес Барбос и необычный кросс» и «Бригадой», но абсурдный юмор не мешает рассказывать внятную историю. И судя по всему, история эта станет российским аналогом «Клана Сопрано», потому что большую часть пилота герой Вдовиченкова ссорится с женой и пытается вернуть в магазин докторскую колбасу. Первому эпизоду уже несколько лет, но он, в отличие от колбасы, выглядит невероятно свежо. Хочется добавки.
Призрак Опера
Режиссер Эмиль Никогосян. ТВ3, снят пилот
Наш ответ американскому полицейскому ситкому «Бруклин 9-9», а заодно и сериалу «Бездельник», герой которого умел находить общий язык с привидениями, но не с самим собой. В главной роли — Гарик «Бульдог» Харламов, поэтому зрители, не готовые к стилистике его игры и к юмору «Камеди Клаба», вряд ли оценят эту историю. Остальных сериал должен очаровать: Харламова окружают очень выразительные актеры, характеры кажутся проработанными, а из базового конфликта можно извлечь много гэгов. Он здесь, к слову, такой: начинающий и очень невезучий полицейский (Вячеслав Евлантьев) отдает авантюристу (Харламов) все свои семейные сбережения — миллион рублей. Тот при невыясненных обстоятельствах умирает, но получает из небесной канцелярии предписание вернуться на землю — и помочь безгрешной душе получить назад свой миллион. «Два миллиона», — поправляет безгрешная душа, вспоминая об обещанных процентах. Есть шансы, что из этого сериала получится эмоциональное бадди-муви о двух напарниках — живом лузере и мертвом трикстере, за похождениями которых будет интересно следить.
Квартет
Режиссер Анна Меликян. ТВ3, снят пилот
Сильнейший из российских пилотов этой весны — вряд ли это кого-то удивит — сняла Анна Меликян, известная тем, что у нее любые актеры превращаются в музыкальные инструменты. Между работой восходящей звезды Александры Бортич в «Филфаке» и «Квартете» есть разительный контраст, который деликатно можно описать так: на «Филфаке» она учится, а в «Квартете» — играет. Три другие партии в этом сериале исполняют Тинатин Далакишвили (девушка из «Звезды» и «Любви с акцентом»), Полина Виторган (успевшая сыграть и у Оксаны Бычковой, и у Гай Германики) и Эльдар Камиулин (которого уже можно назвать мастером эпизода в сериалах).
Одаренные студенты музыкального училища растут и страдают под присмотром деспотичного дирижера (Алексей Серебряков, наверняка смотревший «Одержимость») — и наслаждаются крымской весной в Севастополе, который у Меликян быстро становится таким же фэнтезийным пространством, как Москва в «Русалке» и «Звезде». Но в сказку о юности, любви и таланте режиссер вкрапляет едкие социальные комментарии — о хищных гостях из Москвы; о растерянной молодежи; о депутатах, живущих так, словно за окном закат Римской империи. Из всех сериалов весны в «Квартете» больше всего жизни, иронии и страсти, поэтому в его продлении на весь сезон можно не сомневаться.
Детки
Режиссер Нигина Сайфуллаева. ТВ3, снят пилот
Сериал начинается со сцены в стриптиз-клубе, владелец которого (Евгений Цыганов) явно любит свою работу больше, чем семью, но внешнее сходство с «Блудливой Калифорнией» обманчиво. Подсказки к пониманию лучше искать в опыте режиссера Нигины Сайфуллаевой («Как меня зовут») и созвучии с фильмом «Детки» Ларри Кларка. Это история взросления через боль, и то, что одна из героинь — танцовщица (модель Анастасия Щеглова), другая — администратор в клубе для взрослых (органичная Ясмина Омерович), а третий персонаж — мятежный мажор (Петр Скворцов из «Мученика»), не делает их опыт менее универсальным. В «Детках» есть эротическое напряжение — и если линия героя Евгения Цыганова более-менее известна благодаря Хэнку Муди, то приключения подростков в большом городе обещают зрителю острые переживания. Это, конечно, не наши «Девочки», но что-то очень близкое, смелое и новое. Нужно смотреть.
Любовницы
Режиссер Николай Хомерики. ТВ3, снят пилот
Сериал Николая Хомерики с Евгением Цыгановым и Светланой Ходченковой должен был стать козырем в колоде пилотов ТВ3, но именно он оставляет самое неловкое впечатление. Сильный актерский ансамбль (а здесь есть и Анна Слю, и Александр Яценко, и Мария Шалаева, и Михаил Ефремов) на месте, сюжет, провоцирующий подглядывать за героями (а тема тут простая и вечная: кто с кем спит) — тоже, но Москва «Любовниц» кажется изъезженной вдоль и поперек. О происходящем на экране давно устали писать глянцевые журналы, а лавры хроникеров столичных страстей уже снискали Сергей Минаев и Оксана Робски. Характеры героев карикатурны: если здесь ревнуют, то на громкости в 300 процентов, а если врут, то совсем не краснея. Если героиня — чья-то образцовая любовница, то ее характер написан настолько шаблонно, что «50 оттенков серого» на этом фоне покажутся глубоким исследованием психологии жертвенной любви. Возможно, что-то изменится, если сериал получит заказ на целый сезон, но пока «Любовницы» выглядят как шаг назад по сравнению с «Изменами» того же ТНТ.