«Оскар-2017»: что нужно знать о фильмах, претендующих на главную премию
В ночь с 26 на 27 февраля в Лос-Анджелесе состоится вручение премий Американской киноакадемии. «Медуза» подготовила краткий путеводитель по девяти картинам, номинированным на «Оскара» в главной номинации, и рассказывает, что в них такого особенного.
«Ла-Ла Ленд» Дэмиена Шазелла (всего 14 номинаций)
История любви Райана Гослинга к Эмме Стоун и их обоих — к старому Голливуду и классическому джазу. Самый обсуждаемый американский фильм сезона. Пока кажется, что победе ностальгического мюзикла Дэмиена Шазелла может помешать только вмешательство инопланетян или русских хакеров. Столько номинаций было до сих пор только у двух фильмов — «Все о Еве» и «Титаник», оба были названы на «Оскаре» лучшими. Забавный парадокс в том, что если «Ла-Ла Ленд» почему-либо не выиграет, то это останется в истории уникальным случаем — и фильм запомнится тем более. Но серьезный вопрос пока один: сколько именно статуэток из 13 возможных (в номинации «Лучшая песня» фильм борется сам с собой и неизбежно победит) унесут домой создатели картины?
«Лунный свет» Барри Дженкинса (8 номинаций)
Фрагментарное и поэтичное жизнеописание чернокожего гея из бедных предместий Майами. Если какой-то фильм и имеет призрачные шансы одолеть «Ла-Ла Ленд» в принципиально важных номинациях — сценарий, режиссура, собственно, лучшая картина года, то лишь этот. «Лунный свет» — по-настоящему тонкая и новаторская лента о превратностях судьбы и любви. На стороне Дженкинса — охваченный им тематический спектр (на котором режиссер ухитряется не спекулировать), в высшей степени востребованный «Оскаром». Против — декларативная маргинальность этой нежной картины о маргиналах. И, конечно, тот непреложный факт, что Голливудом продолжают править белые гетеросексуальные мужчины.
«Прибытие» Дени Вильнева (8 номинаций)
Лингвистическая притча о природе времени, языка и предопределенности. Теперь без умной научной фантастики на «Оскарах» не обходится ни один год, хотя победы участие не гарантирует, даже невзирая на обилие номинаций (см. «Марсианина»). Дурной знак — отсутствие Эми Адамс в числе номинанток. Маловероятно, что Вильневу повезет с режиссерской премией, но вот оператор, звукорежиссеры и художник-постановщик в высшей степени конкурентоспособны.
«Лев» Гарта Дэвиса (6 номинаций)
Невероятный сюжет об усыновлении и поисках семьи, разыгранный в пространстве от Австралии до Индии. «Оскар» любит такие простые, внятные, броские фильмы с однозначным месседжем и Дева Пателя («Миллионер из трущоб») с Николь Кидман — тоже. Тем не менее, на фоне более ярких участников «Лев» сегодня кажется аутсайдером. У молодого режиссера Дэвиса шансов на персональную победу — ноль. С актерами все не настолько однозначно, как и с оператором Грейгом Фрэзером, уже получившим за эту работу несколько профессиональных наград.
«Манчестер у моря» Кеннета Лонергана (6 номинаций)
Душераздирающая пролетарская трагедия о сантехнике, потерявшем всю семью, кроме племянника-старшеклассника, которого он теперь вынужден воспитывать. Лонерган более известен как сценарист, и вероятность получить награду за лучший оригинальный сценарий высока. Однако «Манчестер у моря» привлекает букмекеров по иной причине: многие убеждены, что в номинации «лучшая мужская роль» обязан победить Кейси Аффлек, младший брат Бена и действительно выдающийся артист. Хотя в соперниках у него — такие тяжеловесы, как Дензел Вашингтон, Вигго Мортенсен и Райан Гослинг с Эндрю Гарфилдом.
«По соображениям совести» Мела Гибсона (6 номинаций)
Выразительная, кровавая и поучительная драма о медике-пацифисте, без оружия спасавшем жизни на полях сражений Второй Мировой. Важный поворот в пошедшей, как казалось, на непоправимый спад карьере Гибсона: долгое время он считался персоной-нон-грата, а теперь даже получил режиссерскую номинацию. Так что и победа не исключена, несмотря на демонстративную старомодность этого мастерского и эффектного произведения. Но, конечно, вряд ли в номинации «лучший фильм».
«Любой ценой» Дэвида Маккензи (4 номинации)
Атмосферный неовестерн и одновременно — едкая социально-экономическая сатира о двух братьях, которые грабят банк, ограбивший их семью. Настоящая летопись депрессивной позднеобамовской и предтрамповской Америки, созданная, парадоксальным образом, режиссером-шотландцем. Самым вероятным претендентом на приз за эту картину остается Джефф Бриджес, замечательно сыгравший циничного шерифа, который вершит правосудие по старинке.
«Ограды» Дензела Вашингтона (4 номинации)
Режиссерский опыт всеобщего любимца Дензела Вашингтона — экранизация нашумевшей пьесы, заслужившей Пулитцеровскую премию. Действие разворачивается в 1950-х, главный герой (сыгранный Вашингтоном же) — бывший грабитель и талантливый бейсболист, впоследствии ставший мусорщиком. Старомодная, театральная и мелодраматичная картина привлекла академиков, прежде всего, актерскими работами. Кроме дважды лауреата «Оскара» Вашингтона, у которого теперь есть шанс сравняться с его ровесником Дэниелом Дэй-Льюисом (у того три статуэтки), на приз претендует сыгравшая жену героя Виола Дэвис.
«Скрытые фигуры» Теодора Мелфи (3 номинации)
Картина, явно приглашенная в номинацию «лучший фильм» за компанию, — банальная, зрительская и в высшей степени симпатичная история трех афроамериканок, сделавших невероятную карьеру в NASA. Концептуально участие этого фильма в соревновании, как и «Лунного света» с «Оградами» (все-таки объективно более подходящими для «высшей лиги» «Оскара»), призвано продемонстрировать поворот в коллективном сознании Американской киноакадемии, отказавшейся от прошлогодней «слишком белой» повестки.