Перейти к материалам
истории

«Большая маленькая ложь». Мини-сериал с Риз Уизерспун, Николь Кидман и еще пятью звездами большого кино Почему его стоит начать смотреть и полюбить (много-много причин)

Источник: Meduza
Фото: HBO / «Амедиатека»

19 февраля на HBO, а 20 февраля в «Амедиатеке» выходит мини-сериал «Большая маленькая ложь». Звезд в нем столько же, сколько в Большой Медведице, а в режиссерском кресле сидит актуальный канадский постановщик Жан-Марк Валле. Но это далеко не все причины его немедленно полюбить — «Медуза» рассказывает о других достоинствах этого сериала.

Это как «Отчаянные домохозяйки», но без привидений

В основе «Большой маленькой лжи» лежит бестселлер австралийской писательницы Лианы Мориарти. Действие книги разворачивается в обычном прибрежном городе, полном тлеющих конфликтов и грязных тайн, где героини — матери первоклашек. Николь Кидман, у которой два гражданства — американское и австралийское, однажды встретилась с писательницей и пообещала, что ее сюжет появится на телевидении. Но и место действия истории, и съемки пришлось перенести в Калифорнию. Тихий город превратился в неприлично богатый Монтерей, где у каждой семьи есть свой дом с видом на океан, а начальная школа устроена так строго, будто после нее детей сразу берут в Лигу плюща. Вместе с городом эволюционировали квартиры и особняки персонажей — и превратились в то, что западные критики называют design porn. Главные героини тоже немного изменились, а их мужья, дети и соперницы стали гораздо более объемными персонажами. Самое время познакомиться с этими людьми.

Большая Маленькая Ложь | Big Little Lies | Тизер 2
AMEDIATEKA

Это как «Секс в большом городе», но не все героини — подруги

Нужно быть о себе очень высокого мнения, чтобы заявить, что этот сериал «о нас», но дистанция между зрителями и героями здесь действительно минимальна. Уже к концу первой серии, когда на экране происходит очередная ссора, хочется выйти из комнаты и переждать ее на кухне или в ванной — как и положено в нормальных семьях. В Монтерее таких семей пять.

Шумная и отзывчивая Мэделин (Риз Уизерспун) растит двоих дочерей (в книге был еще и сын) от разных мужчин. Один из них, Натан, давно ушел от Мэделин и теперь живет с молодой фанаткой йоги Бонни (модель Зои Кравиц). Другой, Эд, ведет успешный бизнес из дома и кажется подозрительно идеальным. Готовит еду, любит чужую дочь, как свою, как-то совмещает в себе чувствительность и надежность, а выглядит при этом, как актер Адам Скотт. И стоически переносит пассионарный характер жены. У Мэделин аллергия на несправедливость, поэтому ни один конфликт в городе не обходится без ее миротворческих операций.

У Натана и Бонни тоже есть ребенок, так что они с Мэделин часто встречаются на родительских собраниях. Когда Бонни танцует, все мужчины в городе забывают про своих жен. Поэтому чужие жены Бонни не любят.

Еще больше в Монтерее завидуют Селесте (Николь Кидман) — матери двоих белокурых сыновей и жене невероятно успешного, но редко бывающего дома Перри (Александр Скарсгорд). В раю, разумеется, не без проблем, но будет чудовищным спойлером рассказать вам о них до премьеры.

Селеста и Мэделин ведут холодную войну с Ренатой (Лора Дерн) — бизнесвумен, не привыкшей уступать первенство ни в чем. В книге Рената — воплощение зла, но в сериале уже к третьему эпизоду ей начинаешь сопереживать, как и другим героям.

А начинается история с того, что в город приезжает юная Джейн (Шэйлин Вудли из «Дивергента» и «Сноудена») — мать-одиночка и самая молодая, бедная и несчастная из всех героинь. Впрочем, может, и не самая несчастная. Каждая из серий начинается с допросов второстепенных персонажей, из которых следует, что кто-то кого-то убил.

Большая маленькая ложь | Big Little Lies | Тизер 3
AMEDIATEKA

Это как «Любовники», но ироничнее и динамичнее

Прием с перекрестными допросами очевидцев неизбежно напоминает о «Любовниках» — драме канала Showtime, которая, в свою очередь, опиралась на классический фильм «Расёмон» Куросавы. Но «Большая маленькая ложь» гораздо динамичнее флегматичных «Любовников». В этом смысле между сериалами лежит такая же пропасть, как между Восточным побережьем, где увядает город Монток из «Любовников», и Западным, где цветет Монтерей.

В «Большой маленькой лжи» фантастическая плотность событий и, простите, соитий: всеобщая нагота здесь в какой-то момент перерастает в абсолютную прозрачность намерений и поступков. А город превращается в одну большую замочную скважину. И оторваться от нее очень сложно. Перед нами первый в этом году сериал, который без оговорок подходит для binge-watching — просмотра взапой. Даже про «Табу» такого не скажешь: в нем очень тяжелая драматургия. А вот над «Большой маленькой ложью» работал как минимум один очень ироничный человек.

Звезды в кадре и за кадром

Николь Кидман и Риз Уизерспун не только сыграли главные роли, но и выступили исполнительными продюсерами (у каждой для этих целей есть целая компания), а писательница Мориарти, по их замыслу, должна была подготовить сценарий. Если прибавить к этому звездную силу Лоры Дерн, Шэйлин Вудли и Зои Кравиц, а заодно учесть, что одна из главных тем сериала — насилие в семье — то из «Большой маленькой лжи» получается идеальный глашатай женской революции в Голливуде. Однако за кадром этой истории остаются два очень важных мужчины.

Первый — шоуранннер и сценарист Дэвид Келли, автор феерических «Юристов Бостона» и обладатель десяти «Эмми». Вся съемочная группа в один голос говорит, что он добавил в текст Мориарти юмор и оживил второстепенных персонажей, включив в целевую аудиторию мужчин. Кстати, Келли как-то раз пригласил на слепое свидание Мишель Пфайффер, сводил ее на «Дракулу», и с тех пор они живут вместе.

Второй — канадский режиссер Жан-Марк Валле, автор «Молодой Виктории», «Далласского клуба покупателей», «Дикой» и «Разрушения». Его большие фильмы можно заподозрить в эмоциональном шантаже зрителей и киноакадемиков: Мэттью Макконахи там отчаянно худеет, Джаред Лето надевает чулки, Риз Уизерспун превращается в наркоманку и нимфоманку, а Джейк Джилленхол громит все подряд. Но в сериале такой примитивной эксплуатации чувств нет и в помине. Зато есть собранность, напор и энергия, которые редко встречаются даже на канале HBO — взять тот же «Винил». Вдобавок, Валле прихватил с собой визуальные приемы, о которых его коллеги с телевидения часто забывают. Скажем, эффект Кулешова.

Фото: HBO / «Амедиатека»

А теперь — вкратце: почему это нужно смотреть

Потому что это сериал, провоцирующий на дискуссию, а затронутые им темы актуальны не только для богачей из Монтерея: это насилие в семье, стирание границ между частным и публичным и парадоксальная дегуманизация элитарного школьного образования.

Потому что сценарий предлагает зрителю азартную игру в лучших традициях HBO. Здесь нет драконов, как в «Игре престолов», и роботов, как в «Мире Дикого запада», но после каждой серии все равно хочется строить догадки.

Потому что три очень разные актрисы в ведущих ролях позволяют сериалу состояться в трех жанрах сразу: Кидман отвечает за триллер, Уизерспун за комедию, а Вудли — за драму. Время от времени они подменяют друг друга, но приоритеты расставлены именно так. И после шести эпизодов из семи, показанных журналистам, кажется, что Уизерспун обречена на «Эмми».

А еще потому, что сериал вызывает такое же привыкание, как и хорошие реалити-шоу. Только вместо неуклюжей импровизации мы видим дюжину линий жизни сразу, расписанных профессиональным сценаристом. А за стеклом в этот раз оказываются не авантюристы и городские сумасшедшие, но Николь Кидман, Риз Уизерспун и еще пять первоклассных звезд. И подглядывание за ними вполне может заменить зрителю семь сеансов семейной терапии, если смотреть шоу вдвоем.

Вы читали «Медузу». Вы слушали «Медузу». Вы смотрели «Медузу» Помогите нам спасти «Медузу»

Егор Москвитин

Реклама