Перейти к материалам
истории

Почему в российские музеи выстраиваются такие очереди? Отвечает искусствовед Ольга Свиблова

Источник: Meduza
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

15 декабря в очереди на выставку «Шедевры пинакотеки Ватикана» в Третьяковской галерее люди устроили настоящую давку, полицейским пришлось их сдерживать. Это не первый подобный случай — так, в январе 2016 года посетители выставки Валентина Серова выломали входную дверь в Центральный дом художника. Директор «Мультимедиа Арт Музея», куратор, искусствовед Ольга Свиблова объяснила «Медузе», почему появляются очереди и происходит ли такое только в Москве.

Ольга Свиблова

куратор, искусствовед, директор «Мультимедиа Арт Музея»

Очереди вызывают у меня два ощущения. С одной стороны, приятно, что культура нужна людям, с другой — я ненавижу очереди, в детстве много в них стояла, даже получила воспаление легких в очереди в Пушкинский музей. Я считаю, что очередь на выставку как прецедент — это хорошо, но как норма — плохо. Люди должны посещать музеи в комфортных условиях, а не заходить туда измученные после жары или мороза.

Очереди возникают, когда выставляется интересный публике автор, и когда хорошо работает реклама. Например, как на [выставке] Айвазовского, где формировались беспредельно большие очереди, потому что на телеканале «Россия 24» практически каждые 15 минут объявляли, что до закрытия выставки осталось 14 дней, потом 13, и так далее. Или на Серова, когда освещался визит туда президента.

Нам говорят, что культура не нужна в СМИ — на самом деле, когда она появляется там, то становится интересной. PR-кампании играют большую роль. Когда я только начинала работать директором, MoMA (Museum of Modern Art, нью-йоркский Музей современного искусства — прим. «Медузы») сделала выставку Родченко, там был колоссальный бюджет, и PR-кампания занимала 60 его процентов, а еще 20 приходились на сувенирную продукцию (выставка проходила с 25 июня по 6 октября 1998 года — прим. «Медузы»). Эти цифры меня тогда поразили.

Соединение хорошего художника с грамотной кампанией вокруг выставки дает то количество людей, с которым сложно справиться музею.

Музеи регулируют количество человек, проходящих через каждый зал. Есть предел, за которым климат-контроль не выдерживает, и людям не хватает воздуха; бывает, что зрителям просто ничего не видно. К тому же, разные выставки требуют разной проходимости — иногда в зале не могут находиться, скажем, больше 20 человек, а иногда и 200 смогут. Выставка — это специальная инсталляция, подача. Кураторы выставки знают, какими маршрутами, осознанно или нет, пойдут зрители, в каком порядке увидят экспонаты, какие пояснения последуют — тут много факторов. В результате получается пространственное переживание. А если вас в этот момент давит толпа, то вы его не почувствуете.

В других городах очереди на выставки тоже регулярно бывают. Галерея «Мезон Руж» в Париже — по моему опыту, там всегда толпа, хотя это не туристическое место. В MoMA я несколько раз видела очереди. Но в других странах и отношение к культуре иное. Если, например, в итальянском Турине обязательно посещение детьми музеев с детского сада, то у нас в музей вытащить детей из школы — это настоящий кошмар. Посмотрите на те же очереди в Москве — в них стоят люди старшего поколения, которые учились в школах, которые водили учеников в музеи. Нынешние, к сожалению, не водят.

Евгений Берг