Перейти к материалам
истории

Угон самолета, жизнь батюшки и откровенные репетиции Боккаччо Три фильма из программы «Среда». Артдокфест

Источник: Meduza

В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге с 1 по 9 декабря 2016 года пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». Президент фестиваля Виталий Манский на протяжении двух месяцев представлял на «Медузе» фильмы из конкурсной программы. В последнем выпуске режиссер-документалист рассказывает о трех картинах из внеконкурсной программы «Среда»: «Операция „Свадьба“», «Батюшка», «Репетиция Боккаччо».

Я бы хотел отдельно рассказать о нашей программе «Среда» — в этом году в ней 55 фильмов, и она с каждым годом немножко расширяется. В чем же фокус этой программы и почему она такая большая? Прежде всего, в нее включены те фильмы, которые при определенном стечении обстоятельств могли бы быть в конкурсе. Иными словами это ни в коем случае не второсортная программа. Я бы посоветовал зрителю покопаться в ней, потому что она очень важная. Я почти наугад выбрал три картины — они разные, но задают диапазон пространства, в котором существует современная русскоязычная документалистика.

Операция «Свадьба»

«Операция Свадьба»
artdocfest

Начну я с картины почти классической — дебют молодого израильского режиссера, рассказывающий о несостоявшейся попытке группы евреев-отказников в 1970-е годы вырваться из Советского Союза. Они решили угнать самолет и добраться до Финляндии. Так вот, угон не состоялся, никто не пострадал. В фильме подробно об этом рассказывается: даже два пилота, которых сняли с самолета, были упакованы в спальные мешки, чтобы они не простудились на летном поле. Но угонщиков-гуманистов приговорили к смертной казни. И это только начало истории, дальше приходите и посмотрите. «Операция „Свадьба“» — это такая документальная «Операция „Арго“». Собственно, таким и должно быть телевизионное кино, но российское телевидение уже закрыто для подобных фильмов.

Молодые зрители, живущие в современной России, наивно полагают, что они могут встроиться в нынешний курс развития страны и при этом они ничем не рискуют; что при необходимости они всегда будут ездить в Турцию и сидеть в интернете — что они всегда будут свободны, а то, что какая-то группа чудаков чем-то не довольна, так это вполне можно пережить. Этот фильм о том, что это пережить нельзя — потому что страна вновь может быть закрыта, а свободы ограничены.

Батюшка

«Батюшка»
artdocfest

Переходим от классического жанра к жанру линейного, прямого кино. Следующая картина рассказывает о батюшке, который ведет свою повседневную жизнь в деревенском приходе. Эта картина, может быть, не отличается высокими художественными изысками или технологическими прорывами, она не очень информативна — небольшая по хронометражу, просто мы видим вменяемого, легкого, искреннего служителя церкви. 

По ходу фильма у меня возникло ощущение, почему бы такому батюшке не стать нашим патриархом. Ровно в тот момент, когда у меня начали появляться подобные мысли, фильм закончился, и появились титры, сообщившие, что, собственно, с этим батюшкой в конечном счете произошло. Я не буду заниматься спойлерством, просто призываю вас посмотреть этот фильм, чтобы испытать катарсис во время прочтения финальных титров. Это, конечно, очень многое говорит об РПЦ в частности и о нашей православной жизни в целом.

«Репетиция Боккаччо»
artdocfest

От святого к грешному — «Репетиция Боккаччо». Картина начинается с титра о том, что все участники съемок дали согласие на фильм. Я впервые вижу такой титр перед документальным фильмом, хотя сам по себе посыл не бессмысленен. Но все-таки он меня подзадорил — и когда я смотрел картину, то мысленно возвращался к этому вопросу все время. Я искренне не понимаю, как герои могли дать согласие на публикацию этих материалов. 

В каком-то смысле мы увидели порнофильм, раскрывающий душу и внутренний мир участвующих в нем актеров. Конечно, сравнение с порнофильмом весьма условное, но пространство картины вызывает какие-то вулканические процессы в твоем сознании. «Репетиция Боккаччо» была также выдвинута на профессиональную премию «Лавр», где документалисты выбирают лучший фильм, и что любопытно, фильм — а это любительская съемка — прошел до второго тура. 

P. S. О фильмах из конкурсной программы «Артдокфеста» можно узнать здесь.