истории

Шоу-бизнес российской тюрьмы Как проходит песенный конкурс в колониях. Артдокфест

Meduza
09:03, 27 ноября 2016

В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге с 1 по 9 декабря 2016 года пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». Президент фестиваля Виталий Манский на протяжении двух месяцев представлял на «Медузе» фильмы из конкурсной программы. В этот раз режиссер-документалист рассказывает о картине «Сказка о соловьях-разбойниках» Стефана Эберляйна (Германия, 2016). Фильм станет специальным событием «Артдокфеста».

Я слышал краем уха, что в российских местах не столь отдаленных существует песенный конкурс. Все мы знаем, что эти места есть и что в них находится немалый процент жителей Российской Федерации. На самом деле мир российский тюрьмы просто огромный. Настолько, что что в нем существует свой собственный закрытый и тем не менее полномасштабный шоу-бизнес. Там есть свои звезды, продюсеры, агенты — все это, честно говоря, просто потрясает.

Сказка о соловьях- разбойниках
artdocfest

«Сказка о соловьях-разбойниках» — по-немецки педантичный рассказ, казалось бы, только об организации и проведении песенного конкурса в российских тюрьмах. Однако фильм вольно или невольно показывает миру более широкую картину российской тюрьмы — он рассказывает о какой-то естественности и комфорте обитания в этом пространстве. То есть для героев фильма, которые находятся по обе стороны решетки, состояние несвободы не является проблемой или трагедией, поводом для депрессии. Люди, которых мы видим на экране, готовы жить в такой системе координат. Если даже вся страна окажется в зоне, там тоже будут проходить конкурсы — песенные, спортивные, будем изобретать самолеты и атомные бомбы. Некоторых будут выпускать для участия в Олимпийских играх, а потом обратно — в тюрьму. Что любопытно — это все у нас было, а в Корее — например, и сейчас есть. И выясняется, что в этом нет трагедии, люди нормально живут.

Этот фильм о том, что быть несвободным — не трагедия. Можно быть счастливым, амбициозным, популярным, богатым, успешным и при этом— несвободным. Не уверен, что режиссер все это закладывал в свою картину, но это еще один фокус документального кино: ты его смотришь и видишь там больше, чем сам автор. «Сказка о соловьях-разбойниках» нам рассказывает больше, чем задумывали авторы.

P. S. О фильмах из конкурсной программы «Артдокфеста» можно узнать здесь.