Перейти к материалам
истории

Фильм о том, как Немцов не стал преемником «Слишком свободный человек» Фишмана и Кричевской. «Артдокфест»

Источник: Meduza

В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в декабре 2016 года пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». Президент фестиваля Виталий Манский представляет на «Медузе» фильм «Слишком свободный человек» Веры Кричевской и Михаила Фишмана о Борисе Немцове. Премьера картины, в которой рассказывается история России последних 20 лет через судьбу убитого политика, состоится на «Артдокфесте». 

Жанр фильма-портрета, пожалуй, самый сложный и не благодарный в документальном кино. Как ни крути все равно получается что-то вроде фильма к юбилею дорого начальника цеха. Редчайшие случаи, когда фильм-портрет знакового, медийного персонажа превращается в самостоятельное кинематографическое произведение. Конечно, подобные случаи бывали, но, как правило, фильмы уходили от конкретики в какое-то образное пространство.

В этот я раз представляю картину «Слишком свободный человек», которая является портретом Бориса Немцова. После его смерти о нем было снято около десяти картин. Одна из них «Мой друг Борис Немцов» была специальным событием прошлого «Артдокфкеста», потом успешно шла на международных фестивалях и получала призы. Я не очень знаю, как у нее сложилась телевизионная судьба — то есть прорвалась ли картина к широкому зрителю. Однако для западных дистрибьюторов этот фильм оказался совершенно не понятен: с одной стороны, эта картина приближает нас к Немцову-человеку и оставляет щемящую боль от ощущения несправедливости, но с другой — условный немец, бельгиец или аргентинец вообще не поймут почему, кто, с кем, куда и так далее.

«Слишком свободный человек»
artdocfest

Новый фильм, премьера которого состоится на «Артдокфесте» в этом году, — уникальное явление. Это не биографический фильм о Немцове, а редкий жанр сослагательной истории в документальном кино. То есть нам предлагают рассмотреть историю того, как Немцов не стал преемником. Мало того что сама история смотрится как абсолютный детектив и триллер, так еще и это постоянное ощущение — что все могло быть по-другому, потому что мы видим, что Немцов не стал преемником по целому ряду фатальных стечений обстоятельств, и они здесь подробнейшим образом описаны. 

По сути дела эффект от этой картины, почти как от финала «Чапаева»: мы все знаем, что Василий Иванович утонул, но ощущение, что он все-таки сейчас выплывет, тебя не отпускает. И когда ты смотришь фильм Михаила Фишмана и Веры Кричевской про Немцова, тебе кажется, хотя ты все-все знаешь, что он выплывет. Потому что не может такого быть, ну не могут Немцова застрелить. А если бы он выплыл, мы бы жили в другой стране, все бы сложилось иначе в жизни каждого из нас. Этот фильм, который, казалось бы рассказывает одну из несостоявшихся историй современной России, на самом деле о каждом из нас. Все мы жертвы того, что Немцов не выплыл.

Картина действительно столь мощно сложена и точно сделана, что я, например, не боясь, ставлю ее премьеру в большой зал на полторы тысячи мест кинотеатра «Октябрь». Думаю, что в Москве найдутся люди, для которых эта картина окажется очень важной личной историей. Это специальное событие «Артдокфеста». 

P. S. О других фильмах из конкурсной программы «Артдокфеста» можно узнать здесь.