Перейти к материалам
истории

Турция разгромила все оппозиционные СМИ И никто не знает, что происходит с арестованными журналистами; суд над ними не начался

Источник: Meduza
Фото: Yasin Akgul / AFP / Scanpix / LETA

31 октября в Турции были арестованы 11 сотрудников оппозиционной газеты Cumhuriyet. Все они обвиняются в поддержке проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого власти страны обвиняют в попытке государственного переворота 15 июля. Всего с середины лета в Турции закрыто 186 средств массовой информации, уволено порядка 2,5 тысяч их сотрудников. 133 журналиста арестованы, и что с ними происходит — неизвестно; судебный процесс над ними не начался. 

15 июля в Турции была успешно предотвращена попытка государственного переворота. Руководству страны во главе с президентом Реджепом Эрдоганом удалось удержать власть в своих руках. Ответственность за переворот власти Турции возложили на движение «Хизмет» и его главу — проповедника Фетхуллаха Гюлена. После неудавшегося переворота по всей стране начались массовые аресты и увольнения людей, так или иначе связанных с Гюленом. После попытки переворота были арестованы 34 тысячи человек, свыше 105 тысяч были уволены. Аресты и увольнения затронули представителей разных сфер: судей, военных, преподавателей вузов, школьных учителей, работников тюрем, полицейских и журналистов.

С 15 июля турецкие власти закрыли 186 СМИ — власти обвинили их в поддержке Гюлена. Среди них, например, популярная оппозиционная газета «Тараф», известная своими журналистскими расследованиями. Были закрыты несколько газет и телеканалов, которые поддерживают Рабочую партию Курдистана (турецкие власти признали ее террористической организацией). 4 октября из эфира исчез популярный оппозиционный телеканал IMC TV, известный своими либеральными взглядами — в эфире обсуждались вопросы религии, прав сексуальных и национальных меньшинств Турции. На телеканале работал даже первый в истории турецкой журналистики журналист-трансексуал. Во время событий 15 июля канал выступил с осуждением переворота и поддержал Эрдогана, но это его не спасло — его обвинили в прокурдской позиции. Представитель руководства IMC TV (он просил не указывать своего имени) заявил «Медузе»: «В начале следующего года мы планируем запустить новый телеканал. От своих взглядов мы не собираемся отказываться». 

Был также закрыт детский телеканал ZarokTV, транслирующий только мультфильмы, правда, не на турецком, а на курдском языке.

133 турецких журналиста были арестованы, 2500 — уволены. Арестованным предъявили обвинения в связях с Гюленом и Рабочей партией Курдистана. Судебный процесс ни над одним из них еще не начался. Информации о том, что с ними происходит сейчас, в турецкой прессе нет. 

31 октября прошла новая волна арестов. Силовики задержали 11 сотрудников оппозиционной газеты «Джумхурийет» (в переводе с турецкого Cumhuriyet — «Республика»), включая главного редактора газеты Мурата Сабунджу. Это старейшая турецкая газета, издающаяся с 1924 года. Арестованных тоже обвиняют в связях с Гюленом и Рабочей партией Курдистана. Власти Турции также выдали ордер на арест нескольких бывших журналистов издания, включая предыдущего главного редактора Джана Дюндара. Они сейчас живут в Германии и планируют издавать независимое СМИ на турецком языке. Дюндар был в числе номинантов на премию Сахарова «За свободу мысли», учрежденную Европейским парламентом.

Журналист главной проправительственной газеты «Сабах» Фарук Эрдем полагает, что притеснения СМИ в Турции нет. «В Турции только закрыли СМИ, связанные с терроризмом. Все остальные свободно продолжают свою работу. Никто никого не притесняет», — сказал он «Медузе».

«Медуза». Работаем 24/7. И только в интересах читателей Нам срочно нужна ваша поддержка

Екатерина Чулковская

Москва