Перейти к материалам
истории

Против течения: как затопило одну русскую деревню. Артдокфест

Источник: Meduza

В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в декабре 2016 года пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». Дважды в неделю президент «Артдокфеста» Виталий Манский рассказывает на «Медузе» о всех фильмах, участвующих в конкурсе. В этом материале режиссер представляет картину «Против течения» Дмитрия Тарханова (2016). Внимание: в трейлере есть нецензурная лексика. Если для вас это неприемлемо, посмотрите, как бурундук выглядывает из пакета с едой.

«Против течения» — картина, снятая вроде бы на такую заезженную, традиционную тему как поворот рек, затопление деревень, создание искусственных морей. Казалось бы, Распутин все на эту тему уже сказал, Климов с Шепитько все на эту тему сняли, мы все узнали и поняли. Но, наверное, еще осталось место для чувств. И этот фильм, отталкиваясь от понятного и часто используемого материала — затопление очередной деревни под нужды нашего государства, — погружается в эмоции людей. Людей, которые вынуждены сняться с места, но при этом пытаются пойти против течения. И течение здесь нужно рассматривать в более широком смысле: мы все, имеющие паспорта Российской Федерации, так или иначе оказываемся под волнами этого течения, которое нас поглотило и заставило сняться с засиженных мест. Я сейчас говорю даже не буквально про эмиграцию — иногда это прикладной вопрос, а о каких-то более эмоциональных вещах.

«Против течения»
artdocfest

Главное достоинство этого фильма кроется в другом. Хотя он повествует о конкретных судьбах и людях, о конкретном населенном пункте, подлежащем выселению с определенными компенсациями, и заселении на новые места — все прописано и логически выстроено, фильм не про это. Он про то, что человек либо живет естественной жизнью, либо его поглощает течение обстоятельств, против которых он ничего не может сделать.

Вот мы, например, порицаем Европу за все ее ошибки, столько «плохого» там — но разве они уничтожают какие-то населенные пункты в угоду глобальных нужд общества — будь то проведение Олимпиады, строительство электростанций? Они разве идут под нож? Как решаются подобные вопросы в другом обществе? Как это общество относится к отдельно взятому человеку, к индивидууму? Как это происходит в другом мире, который так «плох»? И сколько человек для нас, таких правильных и благородных, имеют значение — один, сто, тысяча? От какого количества людей и судеб может повернуться это течение — или даже остановиться?

P. S. О других фильмах из конкурсной программы «Артдокфеста» можно узнать здесь.