Артдокфест. Женщина и ледник Фильм литовского классика Аудрюса Стониса
В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в декабре 2016 года пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». Несколько фильмов из конкурсной программы показывают 15–23 октября в Риге в рамках международного кинофестиваля. Дважды в неделю президент «Артдокфеста» Виталий Манский рассказывает на «Медузе» о всех фильмах, участвующих в конкурсе. В этом материале «Медуза» представляет картину «Женщина и ледник» литовского режиссера Аудрюса Стониса (2016).
Название фестиваля «Артдокфест» обязывает нас предъявить в конкурсной программе «арт» в чистом виде. Здесь, конечно, вступает тяжелая артиллерия — классики жанра. Нам просто повезло, что к отбору «Артдокфеста» работу над своей картиной закончил наш многолетний друг и товарищ, литовский режиссер Аудрюс Стонис.
Везение заключается еще и в том, что мы должны строго соблюдать регламент фестиваля, а регламент гласит, что, помимо прочего, фильм должен быть не менее чем на две трети на русском языке. Эта полнометражная картина снята без текста, главная героиня произносит на протяжении всей картины одну фразу — на литовском языке. Но зато в конце появляется еще один герой, который произносит две фразы — на русском. Таким образом, на две трети это русскоязычная картина, и я этому обстоятельству безумно рад.
«Женщина и ледник» — абсолютное кинематографическое произведение, которое редко случается в документальном кино. Аудрюс Стонис — лидер современного поэтического кинематографа в Европе. Его чуть ли не дебютный фильм — ему тогда было 20 с чем-то лет — получил европейский «Оскар», и с того времени каждая картина Стониса оправдывала ожидания. Это всегда очень мощные поэтические явления.
Эта картина медитативная, и я бы даже хотел отменить нашу договоренность о показе трейлера, потому что он ничего не объяснит. Лучше сейчас просто поделиться двумя обстоятельствами о Стонисе, которые и охарактеризуют автора, и заманят зрителя в кинотеатр.
Первое. Литва 20 лет назад решила впервые построить павильон на Всемирной выставке ЭКСПО. На уровне кабинета министров решили для павильона снять фильм «Пролетая над Литвой» и пригласили для этого Стониса. Под такое важное государственное дело был выделен достаточно существенный бюджет. Он пришел на заседание кабинета министров, и там начали обсуждать, над какими объектами Литовской республики должен пролететь режиссер в своем 13-минутном фильме. Когда заседание было окончено, Стонису отдали листок с перечнем вновь построенных фабрик, возведенных школ, мостов, поликлиник и прочих очевидных достижений народного капиталистического хозяйства. Стонис поблагодарил и, уже собираясь уходить, бросил фразу: только учтите, что если следовать перечню, над каждым объектом мы будем лететь семь секунд. Итогом этого стала замечательная картина, где над прекрасной Литвой летит некий созерцатель, некий ангел — и мы видим холмы, болота, просыпающихся уток и аистов, выныривающих из литовских туманов. Режиссер сделал ту картину, которую считал нужным, фильм, который поэтизировал прекрасный край.
Второе интересное обстоятельство — я недавно был в Вильнюсе у друзей на свадьбе. Мы гуляли с Аудрюсом по городу и зашли в его монтажную — она находится в действующем монастыре в монашеской келье. Я думаю, все это заинтересует вас и позволит посвятить один вечер своей жизни на то, чтобы окунуться в фильм Стониса, в мир женщины и ледника. В мир картины, снятой в горах Казахстана, рассказывающей о человеке и природе, о двух силах и о двух энергиях, которые, с одной стороны, разрушают друг друга, а с другой — не могут друг без друга существовать.
P. S. О других фильмах из конкурсной программы «Артдокфеста» можно узнать здесь.