Перейти к материалам
истории

Артдокфест. Красота Фильм о жизни рэпера в российской глубинке

Источник: Meduza

В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в декабре 2016 года пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». Несколько фильмов из конкурсной программы показывают 15-23 октября в Риге в рамках международного кинофестиваля. Дважды в неделю президент «Артдокфеста» Виталий Манский рассказывает на «Медузе» о всех фильмах, участвующих в конкурсе. В этом материале «Медуза» представляет картину «Красота» Кристины Кужахметовой (Россия, 2016). Внимание: в трейлере есть нецензурная лексика.

Попасть в конкурс «Артдокфеста» — довольно непростая задача и для режиссера с именем, и для начинающего автора, но ценность билета для дебютанта, конечно, всегда выше. Нужно пробить консерватизм, стереотипы, которые, к сожалению, есть даже у нас, отборщиков «Артдокфеста». Фильм «Красота» я бы поставил на отдельную ступень — это не только дебют, но еще и самый короткий фильм конкурса — 26 минут. Это даже не дебют, а студенческая работа Санкт-Петербургского государственного института культуры. И тем не менее мы сразу почувствовали, что этот фильм для нас.

«Красота»
artdocfest

Если бы мне нужно было представить фильм всего в одной фразе, я бы сказал, что это документальная экранизация знаменитой цитаты «Когда б вы знали, из какого сора…» Картина снята в неопределенной российской провинции и посвящена молодому поэту, который пишет то ли стихи, то ли рэп, то ли стихотворную прозу. Благодаря автору фильма, также создающему поэтическое произведение, мы реально видим и чувствуем, из какого сора рождается поэзия. В фильме есть такая фраза: «Тебя боготворят где-то там? А мы тебя ********* [избиваем] где-то здесь» — и в общем это определенный ключ к пониманию ситуации. Как и откуда в этом опустошенном безжизненном пространстве, не способном служить почвой для взрастания творческого гения, прорывается талант. В России ему приходится прорываться сквозь все — и это безусловная красота.

Нас, конечно, подкупило, что картина сделана кинематографически очень объемно — это такой кинематографический импрессионизм, и с режиссерской уверенностью. Когда ты понимаешь, что уверенность исходит от молодой девушки, еще даже не вошедшей в профессию, это впечатляет. Подчеркиваю, я говорю не про профессионализм — ремеслу можно быстро научиться, а вот перейти на следующий уровень — так свободно выражать мысли и легко слагать кинематографическую поэзию — может не каждый. Студентка профессионально собирает картину, обладающую к тому же чувственностью — что является наивысшим достижением кинематографа как такового и документального в частности. 

P. S. О других фильмах из конкурсной программы «Артдокфеста» можно узнать здесь.