истории

Артдокфест. «Родные» Виталия Манского Фильм-открытие Рижского кинофестиваля

Meduza

В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в декабре 2016 года пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». Часть фильмов из конкурсной и параллельных программ покажут на Рижском международном кинофестивале, который начнется 14 октября. Откроется он фильмом «Родные» режиссера-документалиста, президента «Артдокфеста» Виталия Манского. Картину «Родные» на «Медузе» представляет кинокритик Андрей Плахов. 

Виталий Манский — не только известный и талантливый режиссер-документалист, это еще человек, который всегда обращается к острым, актуальным, можно даже сказать, провокационным темам, вызывающим в обществе горячий интерес, споры и дискуссии. И вот его новая работа — фильм «Родные» — посвящена тому, что переживает сегодня Украина — страна, которая не сходит со страниц газет и остается все последние годы на устах.

 

RODNYE (CLOSE RELATIONS) Official Trailer2
artdocfest

Фильм Манского не политический в чистом смысле этого слова. Политика, хотя и присутствует в картине, не является основной темой, навязанной извне или заявленной изначально. Скорее, политика тут — органическая составная часть жизни героев, рядовых граждан, о которых рассказывает фильм. Собственно картина посвящена тому, как драматические события в этой стране отразились на жизни одной семьи. Тактичное и полное нежности кинопроизведение по-новому высвечивает личность самого автора — Манского, известного как жесткий и порой саркастичный полемист. Здесь политика присутствует ровно в той мере, в какой она затрагивает сознание обычных людей. И режиссер очень внимательно, в присущей ему тонкой профессиональной технике вскрывает их сознание — то, чем они живут, то, что они чувствуют и что думают.

В фильме показаны близкие люди Манского. И даже самые близкие: одна из героинь фильма — это мать режиссера, львовянка Виктория. Она говорит сыну в какой-то момент: «Отстань со своей политикой, дай мне дожарить блины!» Зато 96-летнего дядю Мишу, живущего в ДНР, и заводить не надо — его не оторвать от телевизора, и он отлично знает, где гнездится наш главный враг. Самый эмоциональный эпизод фильма — это телефонный разговор сестер, две из них живут в «бандеровском» Львове, третья — в Севастополе. Отторжение пропаганды, нежелание отождествляться ни с кем из опостылевших политических лидеров — естественная защитная реакция, но увы, и она не может гарантировать покоя и безопасности. Выясняется также, что этническая принадлежность — не главное, что разделяет людей. В семье Манских, например, украинский этнический элемент не так значителен, однако многие из этой семьи, особенно молодежь, выбирают своей родиной Украину, они готовы ее защищать. При этом Украина для львовян означает Европу, они считают себя пусть пока бедными, но кровными родственниками европейцев. 

Вот такие интересные, сложные и неоднозначные ситуации показывает Манский в своей картине, давая нам возможность почувствовать суть происходящего сегодня. Не то, что звучит с экранов телевизоров, не пропаганду одной из сторон — все это политизировано, огрублено. А то, что на самом деле думают и чувствуют люди, и как трудно в этой ситуации сохранять человеческое отношения, оставаться человеком.

Мне кажется, режиссеру удалось рассказать об этом без пафоса, убедительно и в то же время очень художественно. Потому что все герои, фигурирующие на экране, это не просто взятые с улицы люди, случайно зафиксированные камерой, — это персонажи, за которыми стоит некое понимание своей правды. Очень важно понять, как это все функционирует в обстоятельствах сегодняшней Украины, и не только Украины. Я думаю, что фильм Манского в значительной степени относится к России и к другим странам, переживающим сегодня сложные противоречивые времена, отравление пропагандой, страхи перед возможной войной.  

P. S. О других фильмах из конкурсной программы «Артдокфеста» можно узнать здесь.

Татьяна Ершова

Рига