Перейти к материалам

Игра в классику Привычные вещи, которые итальянские дизайнеры довели до совершенства

Фото: Baxter

Накануне международной выставки дизайна интерьеров i Saloni WorldWide Moscow, которая состоится 12–15 октября в Москве, «Медуза» уже вспоминала одиннадцать главных изобретений итальянских дизайнеров XX века. Теперь рассказываем о предметах, которые итальянцы не придумали, но довели до совершенства, — от штопора до дивана.

Диван Chester

Poltrona Frau
Фото: MARKA / Alamy / Vida Press

Всем знаком узор в ромбик на диванах «честерфилд». Технология «капитоне» — это главный элемент классического английского дивана, ее активно использовали в середине XIX века, когда мягкую мебель набивали конским волосом, а тот норовил уползти, если его не закрепить повсюду должным образом. Теперь кресла, диваны и пуфы наполняют кокосовым волокном, полистироловыми шариками, поролоном, синтепоном и другими материалами, ни один из которых в суровой стежке не нуждается. Но узор и его вариации по-прежнему в моде; треугольники, квадраты, пуговицы, стразы, складки — капитоне имитируют даже на керамической плитке и обоях. Но настоящий «честерфилд» из Италии должен быть с конским волосом, стежкой ромбиком и пуговицами, обтянутыми кожей.

Кресло Charlotte Longe 

Фото: Baxter

Форма, размер, конструкция и цвет кожаного кресла не имеют значения, если оно сделано из кожзама. И несмотря на внушительный объем производства кожаной мебели, фабрик, поставляющих кожу для обивки, очень немного. Пока мастера занимаются дублением, окрашиванием, обработкой анилином или лаком — что небыстро и недешево, — дизайнеры увлечены экспериментами с типами кож (буйволиной, страусиной, крокодильей и прочей экзотикой), их цветами, выделкой и узором. Братья Кампана сминают обивку кресла Grinza небрежными складками, а для модели Leather Works используют обрезки от выкроек. Но самое добротное — и самое дорогое — кожаное кресло последних двух десятилетий, конечно, бакстеровское, хоть и без экспериментов. 

Диван La Michetta

Фото: Meritalia

Диван-трансформер может стоять у стенки, превратиться в кресло-кровать или по-восточному раскинуться на половину комнаты. Неудивительно, что модульные диваны называют лего для взрослых или «сам себе дизайнер», а производят их все кому не лень. В Италии, например, в 2005 году появился диван La Michetta авторства Гаэтано Пеше. Изголовье может стать сиденьем, а сиденье — пуфом, поэтому количество независимых блоков и их комбинация — дело обладателя.

Кресло Drum 

Фото: Cappellini

Ушастое, каминное, кресло для секретов, английское, вольтеровское, дедушкино, с крылышками — как только не называют этот вариант кресла с высокой изогнутой спинкой. С момента появления в Англии в XVII веке оно пережило десятки модификаций: высота спинки, форма «ушей», количество ножек, обивка в цветочек или из лакированной кожи угря. И сейчас новые модели ушастого кресла появляются регулярно. Новинка 2016 года дизайнера Мака Стопы, точнее — обивка с трехмерным эффектом, логически продолжает Papilio Наото Фукасавы для B&B Italia. Впрочем, трехмерное ушастое кресло Drum, конечно, не последнее.

Вешалка Cactus

Gufram
Фото: Sandro Tomada / Alamy / Vida Press

Кресло Capitello (обломок римской колонны), пуф Soap (кусок туалетного мыла с отпечатком зубов), вешалка Cactus (зеленый кактус) отлично уживаются вместе. Вешалку из полиуретана высотой 170 сантиметров придумали Гвидо Дрокко и Франко Мелло. Удивительным образом «Кактусу» удалось переехать из прихожих в гостиные и даже спальни. Впрочем, там же по соседству, наверно, и диванчик Bocca в виде алых губ. 

Штопоры Anna G., Alessandro M.

Фото: Alessi

Самый популярный в мире штопор — если не считать штопора сомелье, которым пользуются официанты, — это хромированный рычажный штопор. За сходство с Шарлем де Голлем, который, приветствуя народ, поднимал обе руки кверху, французы называют эту конструкцию «мон женераль». Дизайнер Алессандро Мендини тоже обратил внимание на поднимающиеся и опускающиеся ручки и уподобил модель Anna G. девушке, прикрыв винт штопора платьем из цветного пластика. Компания Alessi все время меняет наряды «девушки» и ее прическу — в гардеробе появились платья с принтами, а новая стрижка сделана в духе Анджелы Дэвис. Кстати, Мендини внес изменения и в конструкцию, Anna G. ломается не так часто, как ее безымянные аналоги. 

Скамья Molletta

Фото: Riva 1920

Казалось бы, скамейка, устаревшая и вытесненная из домашнего обихода в сад, самый простой предмет. Но для нынешних дизайнеров она все равно что табурет на уроках труда — пространство для эксперимента (раньше в этой роли выступал стул). А благодаря моде на скандинавский стиль раздел «Benches» («Скамейки») появился у каждого второго производителя мебели. Для будних дней есть простые лавки, две ножки и доска, но, кроме того, найдутся скамьи в виде гигантских бельевых прищепок, бананов, сороконожек и бумерангов. Правда, такие скамейки делаются на заказ и обязательно из кедра — причем упавшего, а не срубленного.

Классическая мебель 

Фото: Provasi

Претензий к классической мебели масса: помпезность, излишняя декоративность, блеск, массивность, несоответствие старинным образцам. Но и методы борьбы проверенные: ручная работа, мастера с полувековым стажем, архивы эскизов и фотографий старинной мебели, уникальные составы лаков и красок, отношение к каждому клиенту как к единственному. Фабрика Provasi — одна из немногих, имеющая собственный музей, они держат в тайне даже дату своего основания — их креслам и диванам то ли по 70, то ли все 100 лет. И в мебельном деле они проповедуют неоправданную роскошь: на 18-каратном золоте, кашемире и массиве дуба не сэкономишь. Зато мебель барокко, рококо, классицизма и ампира в Provasi попытались сделать удобной и надежной, сохранив метки эпох. Название фабрики Provasi является теперь синонимом так называемой золотой клюквы, но от подделок она отличается тем, что Provasi продолжают делать мебель как будто для дворцов: только ручная резьба, только бархат, только шелковые кисти, только наполнитель из пуха и пера. Правда, нынешним производителям классической мебели приходится соперничать не только с прямыми конкурентами, но и с нарушителями спокойствия, переводящими классику в жанр китча.

Комод (w)Hole из коллекции F* the Classics!

Фото: Fratelli Boffi

Еще одна версия прочтения классики — комод в стиле рококо из красного дерева с мраморной столешницей и латунным орнаментом продырявлен насквозь, и дыра имеет цвет фуксии. Ферруччо Лавиани — автор иронической коллекции F* the Classics! — таким образом переосмыслил всю историю западноевропейской мебели. Конечно, в отличие от антиквариата, пережившего революцию настоящую, а не дизайнерскую, судьбу такого комода сложно предсказать — но это определенно хороший выход для тех, кто хотел бы иметь дома мебель с завитками и гнутыми ножками, даже если она не досталась в наследство от бабушки.