Артдокфест. В тени больших деревьев Фильм о племени пигмеев, исчезающем с наступлением цивилизации
В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в декабре 2016 года пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». Несколько фильмов из конкурсной программы будут показаны в октябре в Риге в рамках международного кинофестиваля. Дважды в неделю президент «Артдокфеста» Виталий Манский рассказывает на «Медузе» о всех фильмах, участвующих в конкурсе. В этом материале «Медуза» представляет картину «В тени больших деревьев» Вадима Витовцева (Россия, 2016).
Российское документальное кино, если рассматривать его как некое общее пространство, общий ландшафт, очень точно передает наш кинематографический эгоизм. Оно показывает, что мы интересуемся только самими собой. Мы всегда копаемся в себе. Редчайший случай, когда российский автор отправляется на другие континенты, чтобы глубоко разобраться в жизни иных. Но даже если мы отправляемся в другие страны, как это происходило в советские годы — например, Роман Кармен снимал «Пылающие острова», — все равно получалось кино про наше влияние на мир. Вьетнам, Куба и так далее — то есть мы в мире. Мир как таковой российское и советское кино почти не интересовал.
В этом смысле картина «В тени больших деревьев» в нашем кинематографе безусловно стоит особняком. Я должен предречь этому фильму большой международный успех — что опять же редкость в нынешний момент для российского кино. Авторы картины отправились в центр Африки, их герои — это племя пигмеев баака. Я хочу прочитать финальный титр фильма: «Сегодня сельское хозяйство и лесозаготовки составляют 60 процентов ВВП Центрально-Африканской республики. С 1990-го по 2016 год было уничтожено 900 гектаров экваториальных дождевых лесов». Именно в этих лесах живут пигмеи баака, и, возможно, в картине мы наблюдаем за последним поколением этого народа.
Фильм снят очень поэтично и кинематографически ярко, с замечательной операторской работой — не в режиме туристического телевизионного проекта, которых мы видели немало. У нас есть возможность наблюдать за настоящей жизнью этих людей. Дело в том, что очень часто телевизионные журналисты, снимающие разнообразные аналоги «Клуба путешественников», пытаются создать ощущение аутентичности жизни разных племен, хотя на самом деле они снимают театрализованное, инсценированное для туристов действо. Суть этой картины — это натиск цивилизации, которая растворяет и лишает племя своего традиционного уклада жизни, и авторы не боятся предъявлять эти стычки с цивилизацией. Более того, они являются главным драматургическим эффектом фильма.
Я понимаю, что никто из авторов не владеет языком баака, на котором общаются между собой герои фильма, и тем не менее там есть любопытные диалоги. Например, когда отец отправляет сына в город, кажется, купить продукты, а сын приезжает и сообщает, что он купил карту памяти для радиоприемника, на котором слушает современную музыку. Конфликт отца с сыном очень выразителен, он любопытно подсмотрен. «В тени больших деревьев» очень интересно смотреть, в мире таких фильмов немного, и для российского документального кино — это точно что-то новое.
P. S. О других фильмах из конкурсной программы «Артдокфеста» можно узнать здесь.