истории

Журналисты из центрального исполкома Как «Единая Россия» размещала заказные материалы перед парламентскими выборами 2011-го. Расследование «Медузы»

Meduza
06:13, 20 сентября 2016

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Во время предвыборных кампаний на выборах в Госдуму в 2011 году и выборах президента в 2012-м в центральном исполкоме «Единой России» (ЦИК ЕР) работала группа авторов, готовившая позитивные материалы о партии и главе государства и критические — об оппозиции. Эти материалы (их было как минимум 250) затем размещали в полутора десятках интернет-изданий и бумажных газет под видом редакционных текстов. Нередко статьи под одинаковыми псевдонимами выходили в разных СМИ — в диапазоне от «Полит.ру» до «Комсомольской правды» и «Московского комсомольца». Информация об этом следует из переписки одного из участников группы, которую хакеры опубликовали еще в 2012 году; данные из писем подтверждаются реальными публикациями в газетах. «Медуза» выяснила, как работала группа авторов, кто был их возможным куратором в администрации президента и как материалы попадали в СМИ.

Редактор из «Единой России»

О работе группы авторов над заказными публикациями стало известно из переписки сотрудников центрального исполнительного комитета «Единой России» — ее опубликовали в сети анонимные пользователи в феврале 2012 года. Первыми взломали ключевых фигур молодежного движения «Наши» — основателя организации Василия Якеменко, пресс-секретаря Кристину Потупчик и других комиссаров. Затем на анонимных форумах взломщики начали обмениваться адресами, которые фигурировали в уже опубликованных переписках; позднее они получили доступ и к ним. При этом содержимое почтовых ящиков хакеры часто не просматривали, отдавая это на откуп другим пользователям. Ссылка на архив могла сопровождаться, например, такими словами: «Почта какой-то комиссарши [движения „Наши“]. Из интересного, какая-то ***** [ерунда] про какие-то чертежи. В общем, ***** [ничего] не понял, посоны, я в вас верю, вы разберетесь».

Переписка, которой заинтересовалась «Медуза», появилась в интернете не позднее 12 февраля 2012 года, ссылка на нее сопровождалась комментарием: «Почта Евима Куца, *** его знает, кто это».

Внутри, предположительно, оказалось содержимое почтового ящика сотрудника центрального исполнительного комитета «Единой России» Ефима Куца, включавшее письма с 21 марта 2006 года по 8 февраля 2012-го. Этот почтовый ящик Куц использовал как для деловой, так и для личной переписки (в материале речь идет только об информации, касающейся его профессиональной деятельности).

В одном из писем Куц указал свою официальную должность: «советник, редактор отдела политики, выпускающий редактор» в ЦИК «Единой России» — с сентября 2008 года. До этого он работал журналистом и редактором в агентстве «Росбалт» и издании «Ставропольская правда».

Поначалу Куц занимался написанием пропагандистских (либо контрпропагандистских, если речь шла об оппонентах «Единой России») заметок для сайта партии. Отправленные по почте тексты редактировал и согласовывал Сергей Горбачев, во время предвыборных кампаний 2011–2012 годов — замначальника управления интернет-проектов в политическом департаменте ЦИК «Единой России». Из переписки следует, что Куц и Горбачев знали друг друга еще до того, как первый устроился на работу в центральном исполкоме.

Заметки Куца публиковались под псевдонимом «Олег Боков». Он же использовался, когда созданные в исполкоме партии тексты стали публиковаться под видом редакционных статей в различных СМИ. Первым из них стал материал под заголовком «Братва отжигает в политике», посвященный поджогу офиса «Единой России» в Братске и опубликованный 6 мая 2011 года на сайте «Важно.ру» (сейчас доступен только в архиве).

В августе 2011-го, когда до выборов в Госдуму оставалось четыре месяца, количество материалов, подготовленных для публикации в СМИ, резко возросло (с 21 текста в июне до 59 текстов в августе). К этому моменту увеличилось и количество авторов.

Все материалы, написанные в ЦИК «Единой России» (в том числе в течение месяца перед думскими, а затем — президентскими выборами), выходили в СМИ без каких-либо маркировок, указывающих на рекламный или агитационный характер текста.

Герои и псевдонимы

Генеральный директор «Центра политического анализа» Павел Данилин
Фото: Александр Щербак / ТАСС

К середине лета 2011 года сформировалась группа журналистов, сочинявших заказные тексты для публикации в СМИ. В нее, в частности, входили сам Куц, Павел Данилин (прокремлевский политолог и публицист; бывший руководитель сайтов «Кремль.орг» и «ВВП.ру»; до 2010-го — член политсовета «Молодой гвардии Единой России») и Александр Дюпин — тогда он был корреспондентом аппарата ЦИК ЕР, а сейчас работает пресс-секретарем председателя ЛДПР Владимира Жириновского. 

Работа, по словам еще одного автора материалов, сотрудничавшего с идеологическим департаментом ЦИК ЕР в течение восьми месяцев перед выборами в Госдуму (он согласился поговорить с «Медузой» на условиях анонимности), была устроена так. «Я просматривал с утра ленту новостей, искал информационные поводы про „Справедливую Россию“. Мне говорили, что писать, а что нет, и в течение дня я высылал тексты по почте. В регионах были популярны такие темы: в местном отделении справедливоросы поссорились, кто-то вышел из партии — вот тебе и заметка». Бывший автор добавил, что его тексты почти никогда не выходили на сайте «Единой России» — как это должно было происходить по договору, — зато регулярно появлялись на сайте «Полит.ру» (например, здесь или здесь). 

С 1 июля 2011 года в переписке Куца начали регулярно появляться своего рода редакционные планы на неделю вперед. Согласно им, каждый сотрудник писал в среднем один-два материала в день по указанному информационному поводу (например, «скандалы в региональных отделениях „Справедливой России“») и с минимальным «раскрытием темы» («отсутствие харизматичных лидеров приведет к тому, что в Думе будет всего два депутата от СР — Миронов и Левичев, т. к. партия набирает всего 5%»). В планах рядом с каждым материалом указывалось издание, в котором планировалась публикация. Позже вместо недельных появились дневные планы, которые составлялись, по всей видимости, по результатам утренних совещаний (или «креативок» — такое слово упоминалось в переписке). Структура этих планов была такой же.

Ефим Куц на просьбу прокомментировать информацию о подготовке им заказных текстов в СМИ ответил фразой: «Не могу сказать ни да, ни нет». Александр Дюпин заверил «Медузу», что писал заметки «только для сайта „Единой России“ и для портала er-portal.ru, который тогда существовал».

Материалы, упоминающиеся в «креативках» напротив фамилии Дюпина, в дальнейшем появлялись под псевдонимами как на небольших интернет-площадках, так и в крупных СМИ. Например, тексты выходили в газете «Московский комсомолец». Объяснить это «Медузе» Дюпин не смог. «Это все ваши домыслы, понятно?! Домыслы!» — заявил он.

Павел Данилин в разговоре с «Медузой» сказал, что «работал в „Единой России“, отвечал за направление контрпропаганды», однако на вопросы, связанные с заказными материалами, ответить не смог. Данилин заявил, что «неэтично читать чужую переписку», и поставил под сомнение ее подлинность.

При этом Данилин не только писал тексты для публикации под псевдонимами в разных СМИ (от «Важно.ру» и Newsland до «Аргументов и фактов» и «Комсомольской правды»), но иногда также выступал в качестве эксперта-политолога в материалах других авторов. Например, Куц в ноябре 2011 года отправил на согласование Сергею Горбачеву комментарий Данилина, посвященный отказу от участия в выборах бывшего председателя правительства Хакасии и кандидата от КПРФ Алексея Лебедя. Однажды комментарий Данилина даже появился в заметке, написанной им самим под псевдонимом.

Публиковались тексты почти всегда под вымышленными именами. Так, Данилин часто подписывался Георгием Катиным, Куц — Олегом Боковым или Ильей Диановым, Дюпин — Александром Александровым и Александром Божедомским (bojedomsky — его ник в соцсетях). Также активно использовались псевдонимы Игорь Пак и Екатерина Семенова. Авторы могли взять и чужой псевдоним, например, Дюпин иногда подписывался Боковым. Никакой системы в использовании псевдонимов не было, они регулярно появлялись в разных изданиях — в результате каждый из вымышленных авторов стал внештатным сотрудником сразу нескольких СМИ.

Редактором материалов выступал Сергей Горбачев из ЦИК «Единой России». Впрочем, по словам одного из авторов, о редактировании как таковом речь не шла («как я присылал, так и ставили»); Горбачев скорее был координатором — раздавал задания, собирал тексты, отправлял недельные отчеты начальству. Комментировать что-либо «Медузе» Горбачев отказался.

Готовые тексты для крупных федеральных изданий — «Комсомольской правды», «Московского комсомольца», «Независимой газеты» — Горбачев отправлял по почте работавшему тогда заместителем начальника политического департамента ЦИК ЕР Антону Сергееву (письма попали в почтовый ящик, поскольку его адрес стоял в копии). Иногда Сергеев появлялся в адресатах писем, содержащих готовые тексты для журнала «Профиль».

Услышав эту информацию от корреспондента «Медузы», Сергеев удивился. «Не помню такого! Да, какие-то райтеры у нас были, они на сайт [„Единой России“] писали тексты, — заявил Сергеев. — Я не занимался размещением [текстов в СМИ], я элементарно не имел бюджета под это дело. Мне, как говорится, на роду написано — куда ни приду, денег на такие вещи нет».

Готовые тексты для изданий поскромнее Горбачев отсылал не Сергееву, а своей непосредственной начальнице — руководителю управления интернет-проектов политического департамента ЦИК ЕР Ксении Васильевой (чем она занимается сейчас, неизвестно; связаться с ней «Медузе» не удалось).

Куратор

Возглавлявший до 2011 года политический департамент ЦИК «Единой России» Алексей Чеснаков
Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ

Куратором всей этой работы, судя по переписке, был Алексей Чеснаков, до декабря 2011 года возглавлявший политический департамент ЦИК «Единой России» (потом его на этой должности сменил депутат Госдумы Сергей Железняк). Кроме того, Чеснаков с 2010-го занимал пост председателя общественного совета президиума генсовета «Единой России» по взаимодействию со СМИ и экспертным сообществом. «Коммерсант» называл Чеснакова ближайшим соратником Владислава Суркова, который в 2011-м был первым заместителем руководителя администрации президента и отвечал в Кремле за идеологическую работу.

Судя по переписке, Чеснаков провел первую рабочую встречу с Куцем и Дюпиным весной 2011 года. В мае Дюпин писал Куцу: «Ефим, я вставил [в статью реплику] бубнолога Белковского (имелся в виду политолог Станислав Белковский — прим. „Медузы“). У него мягкий коммент… Вставил его т. к. Ч[еснаков]… просил делать тексты без ушей а-ля объективные». По словам одного из собеседников «Медузы», Чеснаков лично участвовал в переговорах с потенциальными площадками для размещения материалов.

Иногда Чеснаков поручал авторам полностью переработать текст. Так, 12 июля 2011 года он в письме Сергееву прокомментировал текст Куца о конфликте владимирской областной администрации и местных депутатов: «Заметку нужно переписать в стиле информационного сообщения журналиста с места конфликта (стиль характерный для регионального блока НГ [„Независимой газеты“])».

В основном же Чеснаков, которого подчиненные называли просто Че (или Ч), фигурировал в переписке как адресат писем с текстами для федеральных изданий, а также с планами и отчетами. «Я никогда не комментирую ни слухи, ни информацию, ни документы, касающиеся моей работы. С какого бодуна я вам буду что-то объяснять, если я там [в „Единой России“] не работаю?» — заявил «Медузе» Чеснаков (он вышел из партии в 2013 году) и повесил трубку.

В июне 2012-го бывший главный редактор «Известий» Александр Малютин вспоминал: «В кабинете главного редактора [газеты] на Пушкинской висел портрет Че Гевары — его редакции подарил Владислав Сурков. И кто-то мне рассказал байку, что если в кабинете главреда висит портрет Че Гевары, то значит, редакция „работает“ с Управлением внутренней политики (УВП) администрации президента, то есть, попросту говоря, ставит тексты, приходящие из Кремля».

Методы размещения

Весной 2011 года материалы райтеров публиковались в относительно небольших СМИ — по всей видимости, чтобы натренировать авторов. Среди них были From-news.ru, «Важно.ру», «Полит.ру», «Контрпропагандист», «Актуальные комментарии» (издатель последней — некоммерческая организация фонд «Центр политической конъюнктуры»; согласно данным с официального сайта, с 2008 года фонд возглавляет Алексей Чеснаков).

Бывший сотрудник «Полит.ру», работавший в издании в 2011-м, на условиях анонимности рассказал «Медузе» о неофициальном контракте между редакцией и кураторами группы райтеров: «Была договоренность с Чеснаковым и Костиным (Константин Костин сменил в 2008 году Чеснакова на должности заместителя начальника управления внутренней политики администрации президента РФ — прим. „Медузы“). В основном речь шла об информационном сопровождении: принимается закон — пишем новость, а к ней — комментарии партийных спикеров. Часть текстов приходила по линии контрпропаганды, их присылали по почте».

На одной встрече (ее точную дату собеседник «Медузы» вспомнить не смог) с Чеснаковым и Костиным со стороны редакции присутствовал Дмитрий Ицкович — председатель редакционного совета издания, а также учредитель и гендиректор ООО «Полит.ру».  

«Денег [за сотрудничество] платили 10 тысяч долларов в месяц или около того, приносили налом», — говорит собеседник «Медузы», работавший в «Полит.ру». По его утверждению, деньги шли в бухгалтерию редакции; сами сотрудники на размещении не зарабатывали. При этом строгой договоренности о количестве заметок не было, «все мерилось на глазок». Источник «Медузы» говорит, что такое соглашение существовало «пару лет минимум» и не было лишь «предвыборной историей».

«Медузе» Ицкович заявил, что не знаком с Костиным, а с «Лешей Чеснаковым» находится в «добрых отношениях». После упоминания заказных публикаций «Полит.ру», фигурирующих в переписке, Ицкович положил трубку. Андрей Левкин, работавший в то время главным редактором «Полит.ру», для комментариев оказался недоступен.

Учредитель издания «Полит.ру» Дмитрий Ицкович
Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсантъ

Константин Костин в разговоре с «Медузой» заявил, что ему «ничего про эту встречу неизвестно», и он «во встрече в таком формате не участвовал». На вопрос, знает ли он про работу группы авторов, бывший сотрудник АП ответил: «Я знаю, что Алексей Чеснаков возглавлял агитблок, соответственно, вся работа райтеров, копирайтеров, вся остальная работа, связанная с производством агитпродукции, была в зоне его ответственности». Он добавил, что про размещение текстов райтеров в СМИ на основании неофициальных договоренностей ему «ничего неизвестно».

С началом активной работы группы в августе 2011 года в списке изданий, где размещались заказные материалы, появились «Общая газета», Newsland, Infox.ru, The Moscow Post, «Утро.ру», «Взгляд.ру», «Век». Из крупных федеральных СМИ (они фигурируют в переписке с июня 2011-го) — «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Независимая газета», журнал «Профиль» и «Аргументы и факты».

Главный редактор «АиФ» Николай Зятьков заявил «Медузе», что подобных публикаций в газете быть не могло — «всех леваков в издании давно вычистили», а к «заказухе он сам относится отрицательно». Появление в газете текстов из переписки сотрудников ЦИК «Единой России» Зятьков объяснил так: «Возможно, автор вышел на редактора отдела и предложил материал, а тот согласился. Автор же не говорил: „Я к вам от штаба „Единой России“, ребятки, ставьте!“ Таких материалов через главного редактора точно не проходило».

«Не хочу никого называть, но бывает, что деньги берет кто-то из корреспондентов. Это нехорошо подозревать, но, к сожалению… Взял деньги у какой-нибудь компании, принес материал в журнал и сумел его втемную опубликовать», — сказал «Медузе» Михаил Логинов, работавший главным редактором «Профиля» в 2011 году. О подобных публикациях в «Профиле» бывший главред, по его словам, не знал.

Работа с текстами

С некоторыми крупными изданиями возникали трудности: в отличие от небольших СМИ, они предъявляли повышенные требования к текстам. Иногда материалы приходилось минимально редактировать, а отдельные статьи — даже переписывать под стиль конкретного издания. Если материал не дотягивал до требуемого уровня, его размещали в другом издании — так, одна из статей последовательно намечалась к публикации в «Независимой газете», «Комсомольской правде» и «Полит.ру», а в итоге вышла в Newsland.

Вместе с тем, источник «Медузы» в «Полит.ру» отметил, что руководство издания отдельно договорилось о том, что сайт имел право отказываться от неподходящих материалов. «Если в тексте, скажем, проходились по [оппозиционеру Алексею] Навальному, то он не для нашей аудитории — мы не пинаем либералов. А текст, где [депутат Госдумы прошлого созыва от партии „Справедливая Россия“ Олег] Михеев плохой, мы можем поставить», — сказал бывший сотрудник «Полит.ру».

Кроме того, редакции требовали подкреплять фактические данные и оценочные суждения ссылками на источник информации. Для этого кураторы райтеров придумали способ «легализации» фактуры: необходимые факты они просто размещали на сайте «Единой России».

Например, 11 ноября Горбачев попросил Куца обеспечить ссылками материал для «Московского комсомольца». Спустя полчаса редактор выслал Куцу фрагмент исходного текста, но оформленного уже не в качестве авторской речи, а как экспертное мнение политолога (им выступил генеральный директор «Агентства экономических и политических коммуникаций» Дмитрий Орлов). Через час этот комментарий появился на сайте «Единой России». Уже после этого Орлов подтвердил аутентичность «своих» слов, сделав перепост с сайта партии в свой блог. На следующий день цитата появилась в «Московском комсомольце».

С «Московским комсомольцем» авторам, работавшим с ЦИК «Единой России», видимо, приходилось сложнее всего. 26 октября 2011 года Горбачев написал подчиненным: «Коллеги, юристы „МК“ настойчиво выносят мозг на предмет правильного форматирования текстов с разного рода [социологическими] опросами… Настойчиво рекомендую изучить матчасть))». К письму была прикреплена памятка Центральной избирательной комиссии для СМИ по законодательству о выборах.

Приемом текстов в самом МК, по всей видимости, занималась Екатерина Кондратчик, сейчас — выпускающий директор газеты. Она трижды упоминалась в переписке Куца. Один раз она высылала правки Сергееву, еще дважды получала письма от Горбачева («Катя, посылаю текст для публикации в МК»). «Медузе» Кондратчик заявила, что ей «ничего об этом неизвестно» и повесила трубку.

Главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев также заявил, что «понятия не имеет», о чем идет речь. Объяснить «Медузе» регулярные публикации в «МК» текстов, фигурирующих в переписке, он не захотел:

— В переписке есть моя фамилия? — спросил Гусев.

— Там есть название газеты «Московский комсомолец».

— Отвечайте на мой вопрос! Я старше вас! 

— Какая разница, есть или нет?

— Разница — в трусах! Пока! — заявил Гусев и повесил трубку.

О некоторых событиях авторы «Единой России» знали заранее — и готовились к ним. Так, 27 января 2012 года Куц отправил Горбачеву письмо с черновиком репортажа о митинге, организованном «рабочими комитетами в поддержку Владимира Путина» (тема письма: «ебург, рыба»). Горбачев его завизировал без правок (тема ответного письма: «приправленная рыба»). Но сам митинг прошел только на следующий день, 28 января. Уже 29 января в «Комсомольской правде» вышел материал об этом митинге «Рукавицы за Путина», местами слово в слово повторявший «рыбу» Куца и Горбачева.

Главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин на вопрос «Медузы» о публикации в газете подобных материалов, сказал, что «плохо помнит, что происходило в 2011–2012 годах» и «правда не понимает, о чем идет речь».

Еще один из примеров сотрудничества ЦИК ЕР с федеральными СМИ — материал, опубликованный 19 декабря 2011 года в «Независимой газете». Он подписан двумя авторами — заведующей отделом политики Александрой Самариной и главным редактором издания Константином Ремчуковым. Вторая часть этого текста — та, что отбита типографскими звездочками — была написана Ефимом Куцем и отправлена Сергею Горбачеву на утверждение за день до публикации. Связаться с Ремчуковым «Медузе» не удалось.

* * *

Работа авторской группы не прекращалась, как минимум, до 8 февраля 2012 года — это дата последнего письма в переписке Куца. Впрочем, есть основания полагать, что ЦИК ЕР ставил в издания свои тексты и дальше — материалы за подписью Божедомского, Александрова, Пака, Бокова и других «авторов» появлялись в печати перед президентскими выборами 4 марта 2012-го и после них. Так, уже в апреле в «Независимой газете» вышел текст об объявившем голодовку астраханском оппозиционере Олеге Шеине за подписью Олега Бокова.

3 мая 2012 года президент Путин наградил орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени Константина Костина как одного из организаторов избирательной кампании по выборам в Госдуму. Алексей Чеснаков, вышедший из «Единой России», все так же возглавляет «Центр политической конъюнктуры». Антон Сергеев с 2015-го занимает пост гендиректора коммуникационного агентства «РГ-информ», входящего в госхолдинг АО «Росгеология». Сергей Горбачев с 2013-го — вице-президент по информационной политике ЗАО «Мультимедиа Холдинг» (в него входят «Наше радио», НСН, «Радио Jazz» и другие). Павел Данилин возглавил созданный в 2013 году «Центр политического анализа». Чем сейчас занимается Ефим Куц, «Медузе» узнать не удалось.

Евгений Берг

Москва

Денис Дмитриев

Рига