Перейти к материалам
истории

Артдокфест. Близкий далекий Восток Фильм про Украину одного из лидеров нового чешского документального кино

Источник: Meduza

В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в декабре 2016 года состоится фестиваль документального кино «Артдокфест». Часть фильмов из конкурсной программы будут показаны в октябре в Риге. Дважды в неделю президент фестиваля Виталий Манский рассказывает на «Медузе» о всех фильмах, участвующих в конкурсе. В этом материале режиссер представляет картину «Близкий далекий Восток» Филиппа Ремунда (Чехия, 2015).

Фильм «Близкий далекий Восток» — картина одного из лидеров нового чешского документального кино, практически уже классика Филиппа Ремунды, знаменитого своим документальным блокбастером «Чешская весна», и постоянного автора «Артдокфеста». В этом году на нашем фестивале состоится премьера картины, снятой на Украине.

«Близкий далекий Восток» (трейлер)
artdocfest


У Филиппа есть авторская особенность — он очень любит сюжетные фильмы, когда картина просто забетонирована в сюжете. И здесь, наверное, впервые мы сталкиваемся с тем, что он отходит в какой-то момент от одной линии, хотя картина тоже начинается как сюжетный фильм. Филипп разговаривает со своей уборщицей в чешском офисе — она приехала подработать из Украины. Затем уже он отправляется к ней в гости. Так получилось, что ее семья связана с двумя полярными точками Украины: западной и восточной, город Донецк. И здесь Филипп отвлекается от главной героини; он изучает разные сцены, слушает уличные разговоры, наблюдает за фактурой этих двух пространств. То есть он рассматривает жизнь как таковую.    

Все глубже погружаясь в фильм, мы понимаем и чувствуем, насколько принципиальна разница в ментальности, в культуре этих двух пространств. Причем я хочу быть правильно понятым, я не хочу сказать, что на западной Украине — культура, а в Донецке — бескультурие, нет. Хотя моя личная симпатия больше относится к тому, что происходит в западной части страны, может быть, потому что я там родился. Этот фильм дает понять глубинные внутригосударственные противоречия, которые явились благодатной почвой для конфликта и войны.  

Хочу подчеркнуть, насколько деликатно поднимается эта тема. Мы же тут все знаем «про идеологическую войну, развязанную против России». И заранее стоим в оборонительной стойке. А картины из Европы по идее должны нас отрезвлять и обезоруживать. Если бы мы так снимали фильмы на свои болевые темы, может быть, мы жили в другой стране — потому что тут нет никакой агрессии и уничижения по отношению к какой-либо из сторон.

P. S. О других фильмах из конкурсной программы «Артдокфеста» можно узнать здесь.