Перейти к материалам
истории

Артдокфест. Аустерлиц Новый фильм Сергея Лозницы про туристов в концлагерях

Источник: Meduza
Кадр: «Аустерлиц»

В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в декабре 2016 года пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». Дважды в неделю президент фестиваля Виталий Манский рассказывает на «Медузе» о всех фильмах, участвующих в конкурсе. В этот раз «Медуза» представляет новую картину Сергея Лозницы «Аустерлиц» (2016).

С особым удовольствием я представляю картину нашего постоянного автора Сергея Лозницы, фильм которого в прошлом году был фильмом-открытием «Артдокфеста». Картина «Событие» стала победителем главного конкурса Рижского международного фестиваля и многих других тоже. В этом году новый фильм Лозницы также будет показан в Риге, планируется большая дискуссия с участием автора. Я хочу напомнить, что уже давно Лозница общается со зрителем посредством скайпа и по принципиальным соображениям не приезжает в Россию. Разговор об «Аустерлице» будет частью дискуссии «Национализм: от гитлеровской Германии до путинской России».

«Аустерлиц» (трейлер) — конкурсная программа Артдокфеста 2016
artdocfest

«Аустерлиц» — это фильм о том, что всякая прививка имеет срок своего действия. Каждая прививка очень важна для организма, но она не является залогом вечного здоровья. И прививка, которую европейской общество получило после осознания последствий гитлеровского нацизма, начинает терять свою силу. Она начинает растворяться в нашей памяти и в нашем сознании. Концлагеря, открытые для посещения, стали шоковыми местами, местами отрезвления, местами встречи человеческих страхов с их реальными воплощениями. Это места, которые подтверждают существование черных, страшных исторических периодов.

Картина «Аустерлиц», которая снималась на территории бывших концлагерей Дахау, Берген-Бельзен, Равенсбрюк, Заксенхаузен и Дора-Миттельбау, своим названием отсылает к роману Зеебальда. На самом деле неважно в каких лагерях снимался фильм, суть в том, что из него следует, что люди перестают соотносить увиденное с реальностью. Они начинают посещать концлагеря почти как японские туристы — замок принца датского, иными словами Гамлета. Для них это очередной туристический аттракцион, и в этом — особенно для современной Европы— заложен очень большой конфликт, реальная большая угроза. Мне кажется, нам рано забывать то, как опасен национализм для современного мира. Опять же в контексте большого количества беженцев, попавших в Европу, — с иной культурой, с иными традициями, с иной верой.

Одним словом, это как всегда очень дистанцированная от нынешнего момента картина Лозницы, которая является чрезвычайно актуальным произведением. Премьера фильма состоится на Венецианском фестивале, затем ее покажут в Торонто, а потом мы ее сразу забираем к нам в Ригу и после в Россию.

P. S. О других фильмах из конкурсной программы «Артдокфеста» можно узнать здесь.