Перейти к материалам
истории

Я не писал эту картину Художнику Питеру Дойгу пытались через суд навязать пейзаж: The New York Times

Источник: The New York Times
Фото: Jeremy Sutton-Hibbert / Getty Images

Во вторник, 23 августа, суд в Чикаго разрешил один из самых странных споров в новейшей истории искусства. Шотландскому художнику Питеру Дойгу удалось доказать, что он не создавал приписываемый ему пейзаж. На авторстве Дойга, чьи произведения достигают в цене 10 миллионов долларов на аукционах, настаивал владелец картины, собиравшийся ее продать. О суде и атрибуции работы рассказывает The New York Times.

Питер Дойг — один из самых дорогих среди живущих европейских художников, прославленный мастер фигуративной живописи, работающий в жанре магического реализма. Его работы выставляются во всех ведущих музеях современного искусства, а на аукционах продаются за десять миллионов долларов. Именно Питеру Дойгу приписывали авторство пейзажа без названия, на котором изображена каменистая пустыня.

Работа, созданная в 1970-е годы, принадлежит бывшему сотруднику канадской тюрьмы Роберту Флетчеру. Он утверждал, что впервые встретился с Дойгом в 1970-х в университете Лейкхэд в городе Тандер-Бей (Онтарио), где учился будущий художник, а затем уже в исправительном учреждении, где Дойг якобы отбывал недолгий срок за хранение ЛСД. После того, как Дойга освободили, Флетчер помог ему устроиться на работу и купил этот пейзаж за 100 долларов. На картине есть автограф автора — «Pete Doige 76». В 2011 году друг Флетчера увидел пейзаж и сказал ему, что он похож на картины известного художника.

Пейзаж, приписываемый Питеру Дойгу, оценивался в 10 миллионов долларов.
Фото: Bartlow Gallery, Ltd. / AP / Scanpix / LETA

Тогда Роберт Флетчер решил продать произведение искусства, но Питер Дойг заявил, что в юношестве ничего подобного не писал. Тогда бывший надзиратель отправился в суд. Вместе с Флетчером истцом выступил арт-дилер Питер Барлоу, который должен был помочь найти покупателя. Он же был единственным арт-экспертом в суде, указывающим, что автор пейзажа — именно Питер Дойг. Флетчер и Барлоу обвинили шотландца в том, что он из чувства личной мести отказывается признать свое авторство, чтобы помешать продаже. Они пытались взыскать с художника 8 миллионов долларов, а также добиться того, чтобы картину все-таки официально атрибутировали Дойгу.

Как пишет The New York Times, многие в мире искусства были удивлены, что разбирательства вокруг пейзажа дошли до суда, поскольку споры об атрибуции обычно ведутся вокруг картин умерших авторов, а не ныне живущих. Одних только слов Дойга, утверждающего, что он не писал картину, оказалось недостаточно; ему пришлось доказывать, что он не посещал Лейкхэд и не сидел в тюрьме, где работал Флетчер — для этого художник поднял свои школьные дневники, письма матери, а также предъявил письменные свидетельства друзей.

Адвокаты художника нашли доказательства, что пейзаж написал другой человек по имени Питер Эдвард Дойге, который умер в 2012 году. Сестра настоящего автора рассказала, что он учился в университете в Тандер-Бее, сидел некоторое время в тюрьме и любил рисовать; она также подтвердила подлинность его подписи. Бывший учитель рисования исправительного учреждения также вспомнил, как Питер Эдвард Дойге писал этот пейзаж на протяжении пяти недель в 1976-1977 годах.

«Мне кажется, что живой художник должен быть единственным человеком, который говорит — да или нет [про авторство картины], и его не надо заставлять возвращаться на 40 лет назад», — заявил Питер Дойг (англ.яз.)

The New York Times