Перейти к материалам
«Ночь живых мертвецов» (1968)
истории

«Не тратьте время на беседу с ходячими мертвецами» Фрагмент книги «Мозг зомби», написанной нейробиологами

Источник: Meduza
«Ночь живых мертвецов» (1968)
«Ночь живых мертвецов» (1968)
Everett Collection / Vida Press

В августе в издательстве «Альпина Паблишер» выходит книга «Мозг зомби. Научный подход к поведению ходячих мертвецов» американских нейробиологов Тимоти Верстинена и Брэдли Войтека. Авторы — поклонники темы зомби-апокалипсиса — исследуют работу мозга ходячих мертвецов, основываясь на примерах из кино и литературы. С разрешения издательства «Медуза» публикует фрагмент главы «Безъязыкий и непонятливый», посвященной способности зомби слушать и говорить.

Если двое цивилизованных людей не поладят, они зачастую пытаются поговорить друг с  другом, чтобы разрешить разногласия. Очень редко идеологические противоречия приводят к тому, что одна сторона пытается вырвать и сожрать селезенку другой стороны.

Зомби, хоть это редко замечают, — цивилизованная группа.

Мы попытаемся объяснить: зомби не  отличаются ораторскими навыками. Вам не  отделаться от зомби-апокалипсиса разговорами. Вы не убедите гниющий труп, колотящий в вашу дверь, подписать мирный договор и  обсудить условия сдачи. Максимум, что вы можете вытянуть из зомби,  — гортанные стоны и рычание, пока он гонится за вами. Изредка вы получите что-то, напоминающее передачу намерения, как у  знаменитого зомби Тармана из «Возвращения живых мертвецов» (1985), когда он кричит: «Мммоооозззгииии!», ловя очертания следующей жертвы.

Еще реже вы услышите несколько несвязанных слов, как у  того мертвяка-полицейского, тоже из «Возвращения живых мертвецов», передающего по рации о  свежей партии жертв: «Пришлите. Еще. Полицейских». Вряд ли тянет на Шекспира. Черт, это едва ли общение.

Но речь — это одно, а понимание речи — нечто совсем другое. Так понимают ли зомби речь? «Ну, — спросим мы вас, — вы когда-нибудь видели, чтобы зомби читал книгу, журнал или хотя бы знак?» Да, мы тоже не замечали. И мы говорим не только о письменной речи. В «Ночи живых мертвецов» (1968) миссис Купер умоляла о пощаде свою не до конца мертвую дочь прямо перед тем, как какой-то шмакодявка-зомби метнул садовую лопату прямо ей в грудь. Малышка Карен даже не понимала, что звуки, которые исходят от ее матери, — речь, и уж тем более — что это мольба.

Так что пытаетесь ли вы заставить их говорить или слушать, мы крайне советуем вам не тратить время на беседу с ходячими мертвецами.

<…>

Пациент «Черт побери!»

Теперь давайте признаем: зомби не лучшие слушатели. Не важно, сколько раз вы им крикнете: «Стой!» или «Помнишь меня, Джонни? Я  твоя сестра!», они не обратят внимания. Но вдобавок к тому, что они плохие слушатели, они не слишком хорошо говорят. 

<…>

Способ передачи мыслей обрывками предложений напоминает тип речевого поведения, известный как «телеграфный стиль». Название синдрома происходит от понятия телеграфа. В XIX и в начале ХХ века, до появления телефонов, дальняя связь осуществлялась посредством телеграфа. Сообщения передавались в виде серий коротких и длинных сигналов (гудков) по электрическим проводам, которые тянулись на многие километры. Так как в сообщении кодировалась каждая буква и отправитель оплачивал каждую из них, это была очень затратная форма связи. Люди старались избегать в  посланиях избыточности и цветистости, потому что это обходилось дорого. Они старались излагать свои мысли четко и кратко.

Принцип «телеграфного стиля» такой же. Люди, которые испытывают трудности с  произнесением слов, озвучивают ключевые части предложения, пропуская такие, как артикли, прилагательные, наречия, предлоги. «Телеграфный стиль» — это симптом особого неврологического расстройства, известного как эфферентная афазия, или афазия Брока.

Афазия Брока сильно отличается от афазии Вернике, хотя тесно связана с ней. У неврологически здоровых (и живых) людей речь — как улица с двухсторонним движением: она требует и понимания речи, и акта говорения. Мы уже обсудили, сколь невероятно сложен процесс слушания, а в главе 3 мы узнали о трудностях, связанных с нервной регуляцией движения. Можете считать говорение особенно трудной формой движения. Чтобы мы могли говорить, наш мозг должен тонко координировать огромное число мелких мышц губ, лица, горла и языка, чтобы они двигались быстро и очень точно.

Эти движения координируются областью мозга, расположенной за виском в  зоне лобной коры и названной в честь французского невролога Поля Пьера Брока. Этот ученый был награжден наделом нервной ткани за плодотворные исследования, описывающие, за что отвечает эта область мозга. В 1861 г. Брока изучал пациента по фамилии Леборн, который был не способен четко произносить никакие слова, кроме бессмысленного «дуб». Поэтому в первых медицинских статьях, описывавших его состояние, этого человека называли просто Пациент Дуб. После смерти Дуба Брока обнаружил, что у того был поражен участок мозга (который теперь носит имя «центр Брока»).

Местоположение центра Брока в новой коре крайне важно. Он находится очень близко к моторной коре, контролирующей мышцы лица, рта и языка. То есть те самые речевые мышцы. Считается, что эта область отвечает за моторное планирование и движения рта, необходимые для говорения.

Возможно, потому, что понимание языка критично важно для производства речи, центры Брока и Вернике связаны плотным пучком нервных волокон, называемых дугообразным пучком. Можете представить себе работу этой системы через следующую аналогию. У вас есть два города, каждый из которых производит узкоспециализированные детали машин. Чтобы собрать целую машину, эти города поставляют детали друг другу (и другим городам), но в итоге готовые машины прибывают только в один город. То есть центры Брока и Вернике задействуются вместе, чтобы происходил акт говорения, и все говорение «вывозится» из центра Брока в мир через рот и голосовые связки. Дугообразный пучок  — это «шоссе», которое связывает эти два «города».

Поль Пьер Брока
Фото: Wikimedia Commons

Экспортный рынок речи можно обрушить тремя способами. Возможно возникновение проблем с  производством (беглая афазия, или афазия Вернике), с распространением (эфферентная афазия, или афазия Брока) и с транспортировкой между производством и распространением. Последняя форма поломки, известная как проводниковая афазия, случается, если повреждено само «шоссе» (дугообразный пучок) или если закрыты «выезды и  въезды» в  центрах Брока или Вернике. При проводниковой афазии пациенты хорошо понимают чужую речь и  даже повторяют слова, которые им сказали. Но они также могут пропускать звуки в словах, нести чепуху или переставлять части слов не по правилам грамматики. Например, при просьбе врача повторить фразу «Зомби идут» пациент с  проводниковой афазией может сказать «Зомби тиду» или «Мозби идут». Этот странный способ говорения возникает потому, что во время повторения требуется постоянная коммуникация между центрами Брока и  Вернике. Когда она утеряна, информация не обрабатывается должным образом, приводя к искажениям компонентов слов.

И последний любопытный момент речевой сети: примерно у 95% праворуких женщин и у 99% праворуких мужчин функции речи локализованы в левом полушарии мозга. Оно же отвечает за функции речи у большинства левшей. И только у 33% леворуких речь доминирует в правом полушарии. Поэтому мы говорим, что речь латерализована в левом полушарии, то есть большинство речевых функций выполняется расположенными здесь зонами. По правде, речь — одна из самых четко латерализованных функций в мозге. Однако исследования обнаружили, что люди с  повреждением центра Брока, которые позже восстановили некоторые из своих речевых функций, используют неповрежденное правое полушарие, так же как слепые «перекраивают» зрительную кору, чтобы та помогала им читать по Брайлю.

Обычно не важно, в каком полушарии локализованы ваши речевые функции, но, если вам требуется операция для удаления опухоли мозга, этот факт внезапно становится крайне значимым. Хирурги хотят минимизировать возможность нарушения здорового центра Брока, когда удаляют опухоль, поэтому им нужно знать, доминирует у вас левое или правое полушарие. Чтобы убедиться в этом, они используют тест Вада, названный так в  честь невролога Джуна Ацуши Вада. Скажем лишь, что результаты этого теста обычно весьма точные в определении, какая сторона мозга контролирует обработку речи.

При тесте Вада (Wada, 1949) врачи усыпляют половину мозга инъекцией барбитуратов в сонную артерию, которая находится в шее, и лекарство действует на мозг так же, как алкоголь. Сонная артерия несет насыщенную кислородом кровь от сердца в  одну часть мозга: левая сонная артерия снабжает левое полушарие, а  правая сонная артерия  — правое. Если врачи вкалывают барбитурат в артерию, которая подпитывает левое полушарие мозга, и именно оно доминирует у вас по речевым функциям, вы не  просто почувствуете себя странно  —  у  вас будут еще и  проблемы с  речью. Если укол усыпит  правое полушарие, вы тоже будете слегка чудить, но язык останется сохранным. Словно левая сторона мозга пьянеет, а правая остается трезвой.

Как мы сказали, весьма убедительно.

Мы пропустим сомнительную необходимость проведения теста Вада на ваших противниках-мертвяках и попробуем понять, что не так с мозгом зомби.

Как мы упомянули в начале главы, вполне очевидно, что зомби не дружат с речью. Даже говорливые Тарман и полицейский в «Возвращении живых мертвецов» не способны читать стихи или вести мирные переговоры с людьми, с которыми воюют. Так давайте еще раз пройдемся по речевой цепочке и  посмотрим, удастся ли нам понять поведение зомби.

Очевидно, что зомби могут слышать. По правде, притом, что их речевые способности полностью нарушены, зомби могут пользоваться звуком для общения друг с другом. В книге Макса Брукса «Война миров Z» (2006) стон зомби использовался как призыв собраться в стаю. Всего один стон от ходячего мертвеца мог собрать зомби в  радиусе нескольких километров. Взять, к примеру, историю Кристины Элионополис: «Так как они [зомби] не могли выбраться, пока я не позволяла им протиснуться в открытое окно и схватить меня, какая разница, сколько „брошенных“ машин я миновала по дороге. Мец напомнил мне, что запертый G [зомби] все еще мог стонать, а значит, был способен призвать других».

Или опыт Тодда Вэйниоса с цепями зомби в битве при Хоуп, Нью-Мексико: «Один G видит тебя, идет к  тебе и  стонет. Его слышит другой G, приходит на зов и стонет сам, потом другой, и еще. Черт, если зона начинена ими, если цепь не разорвана, кто знает, как далеко все может зайти?»

Итак, хотя это не человеческий язык, сам по себе стон действует как простая форма коммуникации. Таким образом, леденящий душу рык ходячего мертвеца вместе с  другими невербальными знаками вроде направления взгляда и указания на  вас рукой  — критические качества разумности толпы мертвяков.

Использование стонов подтверждает, что зомби обрабатывают звуки ушами с чувствительностью, которая столь же хороша, как у нормального человека (если даже не лучше). Но есть достаточно свидетельств, что фильтрующие механизмы, которые мы описали, контролирующие общий объем шума, который слышат ваши уши, не полностью действуют в мозге мертвяков. Во многих случаях, например в фильме «Война миров Z», очень громкие или пронзительные звуки приводят зомби в бешенство, словно они причиняют боль и  их следует прекратить любой ценой. Это значит, что, хотя зомби могут хорошо слышать, они не могут сосредоточить внимание в шумной среде. Как мы уже сказали, это хорошо, потому что мы, люди, можем мастерски фокусировать внимание, когда это необходимо, и это дает нам преимущество над нашими мертвыми врагами.

В любом случае звук очевидно доходит до мозга зомби. Но когда звук содержит человеческую речь, видим ли мы подтверждение понимания со стороны ходячих мертвецов?

Не вполне.

«Зомби по имени Фидо» (2006)
Фото: Lions Gate / Everett Collection / Vida Press

Зомби почти никогда не обладают способностью отвечать. Лучшие примеры, которые мы можем найти, — это базовые команды вроде «сидеть», «ждать» и «не есть людей!», которые зомби Фидо выучил в фильме «Зомби по имени Фидо» (2006). Это отражает поведение при простом классическом обусловливании, которое наблюдается при тренировке животных, нежели чем при понимании речи. Также зомби не  способны к письменной речи, так как они не считывают знаки.

Добавим, что наиболее развитую форму речи мы видим у зомби с «телеграфным стилем»: очень короткие фразы с ключевыми идеями вроде: «Будь мертвой» («Тепло наших тел»), «Пришлите. Еще. Полицейских» («Возвращение живых мертвецов»), и «Мооозззгиии» («Возвращение живых мертвецов»).

Учитывая все это, какой вывод мы можем сделать о мозге зомби? Ну, похоже, что и лобная зона производства речи, и височно-теменная зона понимания речи в мозге зомби повреждены. Учитывая, что эти области связаны между собой дугообразным пучком, разумно будет сказать, что вся «дугообразная цепь» у зомби работает плохо.

Аномалия в лобной области приводит к эфферентной афазии Брока, в то время как проблемы в теменной области ведут к беглой афазии Вернике. Таким образом, все навыки речи и общения в мозге зомби грубо нарушены, в то время как слух остается преимущественно незатронутым.

К сожалению, это значит, что, хотя зомби не могут говорить с нами или понимать, что мы говорим, они могут слышать нас и выследить по звукам, которые мы производим. Зомби-апокалипсис не может закончиться мирным соглашением. 

Переводчик Ксения Чистопольская