Перейти к материалам
истории

Самый русский из европейских музыкальных фестивалей Что такое финский Flow. Репортаж «Медузы»

Источник: Meduza
Фото: Andrew Taylor / Flow Festival

В Хельсинки 12-14 августа прошел музыкальный фестиваль Flow. Организаторы называют его комфортным городским событием, во время которого можно послушать хорошую музыку (среди хедлайнеров — M83, FKA twigs, ANOHNI, The Last Shadow Puppets) за бокалом шампанского — и без характерных для такого мероприятия недостатков. Для россиян Flow —  самый доступный крупный фестиваль среди зарубежных, поэтому на него каждый год приезжает больше тысячи туристов из Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов. Журналист «Медузы» Павел Борисов съездил на фестиваль и выяснил, что такое Flow на самом деле.

Flow Festival проводится уже 13 лет подряд. В последние годы он проходит в Хельсинки на заводской территории — место можно сравнить с московскими кластерами вроде «Флакона» или «Винзавода». На фестивале с десяток разных площадок для концертов, кинопоказов и выставок, в том числе открытая главная сцена и гигантский шатер Lapin Kulta Red Arena, на которых выступали основные хедлайнеры. Есть техно-ангар Voimala, небольшой, на две-три тысячи человек Black Tent, разукрашенный огнями разобранный газгольдер (он как площадка не используется, зато добавляет шарма) и несколько площадок на две-три сотни, где выступают менее известные артисты. 

Flow популярен у россиян: как рассказали «Медузе» представители фестиваля, каждый год на него приезжают более тысячи жителей России при максимальной дневной вместимости площадки в 25 тысяч человек (за три дня его посетили 75 тысяч; накануне начала все билеты были распроданы). Билеты для россиян дешевле, чем для европейцев — 10 тысяч рублей за все три дня против 170 евро; официальный сайт фестиваля имеет, помимо английской и финской, еще и русскую версию. 

Лучший звук

Если смотреть на состав, Flow можно сравнить со шведским Way Out West (проходит практически в те же дни в Гетеборге и тоже известен как фестиваль для тех, «кто любит комфорт») или с мини-версией барселонской Primavera. Лайн-ап этого года — сбалансированный список из звезд первой величины типа Моррисси, Sia, The Last Shadow Puppets, Massive Attack, New Order и нестареющего Игги Попа, актуальных инди-звезд Daughter, CHVRCHES и FKA twigs, грайма и хип-хопа (за это направление отвечали как местные рэперы, так и Stormzy и Anderson .Paak), актуального техно, включая российский проект Moa Pillar и одного из пионеров жанра Джеффа Миллза, а также прогрессивный джаз (Kamasi Washington, Thundercat), экспериментальная электроника (Paola Temple, Holly Herndon) и многое другое. 

По составу Flow можно смело считать одним из самых сильных и интересных европейских фестивалей для любого, кто следит за актуальной музыкой — и вообще для любого любителя музыки. Тут есть и простая поп-музыка, и безумный сет одного из самых интересных и авангардных продюсеров Arca, и крайне качественные финские группы. В этот раз фестиваль получился немного левацким и политически окрашенным — сеты Massive Attack, Liima, Sleaford Mods и певицы ANOHNI (в прошлом — Энтони Хегарти) так или иначе касались политической и протестной тематики, а Моррисси и вовсе выбрал для выступления песни-агитки и как будто не пел, а выступал с речами. Возможно, именно поэтому выступление бывшего вокалиста The Smiths (из их творчества он почти ничего не исполнял) оказалось одним из самых сильных на всем фестивале. 

Фото: Tomi Palsa / Flow Festival

Музыкальная часть Flow выполнена и организована безупречно. Абсолютно на всех сценах невероятный по качеству звук, который никак не зависит от того, насколько удобную точку занять. Сцены расположены иногда в паре десятков метров друг от друга, но слушателям это не мешает — ни разу не было такого, чтобы грохот с соседней площадки заглушал какое-нибудь интимное выступление. Самые большие сцены оснащены экранами, а на менее крупных площадках и так все хорошо видно. Звукоинженерам Flow удалось справиться даже с основной проблемой площадок-шатров — обычно на других фестивалях за пределами подобных конструкций звук превращается в малоразличимое уханье, и слушать выступление за пределами шатра невозможно. На Flow главные концерты дня не раз проходили в шатре, который не мог вместить всех желающих, но это нисколько не мешало и слушать Моррисси, и плясать под M83 или New Order снаружи. 

Каждая группа на Flow звучала так, будто играет лучший концерт в жизни — в первую очередь благодаря эталонному звуку; это касалось как и живых коллективов, так и электронных музыкантов — но особенно было заметно на выступлении Daughter, которых корреспондент «Медузы» слушал живьем уже в четвертый раз (никогда прежде меланхоличный голос Елены Тонры не звучал так отчетливо и обреченно). 

То же самое можно сказать о сете FKA twigs, которая очень сильно зависит от акустических систем: ее футуристичный поп, сложенный из ритмичных высокочастотных пощелкиваний и протяжных синтезаторных басов, разваливается на части при плохом звуке. Именно так было в 2015 году на лондонском Field Day Festival, но на Flow английская певица предстала в лучшем виде. Возможно, именно из-за идеального звука ни одно выступление на фестивале не казалось провальным: да, Massive Attack нудноватые, да, Алекс Тернер и Майлз Кейн из The Last Shadow Puppets несколько уставшие и не такие игривые, как обычно, но от любого концерта можно было получить удовольствие. 

Фото: KopterCam / Flow Festival

Очередь за всем

Организаторы Flow постоянно подчеркивают, что их фестиваль не такой, как другие. Представители Flow рассказывали «Медузе», что аудитория их фестиваля — это люди, которые устали толкаться на концертах и пить дешевое пиво, закусывая низкокачественным фестивальным фастфудом. Еде посвящен отдельный большой раздел на сайте Flow, и ее разнообразие позволяет назвать Flow полноценным гастрономическим фестивалем. Здесь представлена уличная еда со всего света — от гигантского ассортимента бургеров со всем на свете до кимчи, севиче и тайской кухни. Никаких пластиковых или бумажных тарелочек — только фирменные миски и тарелки, похожие на деревянные, и еда на Flow по качеству заметно лучше, чем на многих европейских фестиваля. При этом стоят блюда примерно столько же, сколько и в заведениях в центре Хельсинки — 8-15 евро. 

То же самое касается алкоголя: банка пива — шесть евро, что сопоставимо с ценами в барах столицы Финляндии, регулярно входящей в списки самых дорогих городов Европы. Пиво и другой алкоголь в большинстве баров на Flow продают в банках и просят за них депозит в размере одного евро, хотя обычно на фестивалях популярны пластиковые стаканы и разливной легкий алкоголь. Управляющий директор Flow Суви Каллио рассказала «Медузе», что система депозита с банками — это забота об окружающей среде: фестиваль перерабатывает все отходы, при этом алюминиевые емкости утилизировать проще, чем стаканы от разливного пива. Надо признать, что система работает, и к вечеру Flow не превращается в ковер из мусора, как многие другие фестивали. В отдельных барах есть качественное разливное пиво, а в одной из зон фестиваля можно выпить шампанское из стеклянного бокала; по вечерам в ней было не протолкнуться. 

Фото: Maija Astikainen / Flow Festival

По идее, с учетом всего вышеописанного Flow должен быть идеальным музыкальным фестивалем, но это не так. Главная проблема фестиваля связана с площадкой и ее многочисленными ангарами, переходами и лестницами. На Flow раскупили в 2016 году все билеты, чего в последнее время с европейскими фестивалями практически не случается (Primavera и Glastonbury — подтверждающие правило исключения), и каждый день на него приходили 25 тысяч человек. Для такого количества людей площадка оказалась слишком мала. Ближе к вечеру очереди были даже в зоне мужских туалетов, гигиеническое состояние которых было далеким от комфортного; женщинам приходилось ждать своей очереди посетить кабинку постоянно — и не по пять минут. К большинству палаток с едой очереди растягивались на десяток-другой человек, схожая ситуация была и у стоек с напитками. В некоторые бары нельзя было попасть без риска пропустить очередное выступление, а в узких проходах между сценами скапливались толпы людей. 

Организаторы Flow при этом никакой проблемы с количеством посетителей не видят. Управляющий директор Flow Суви Каллио признала, что по узким переходам бывает нелегко протиснуться, но отметила, что нестандартная территория фестиваля — это фирменная особенность Flow. Она заявила «Медузе», что не видит никаких проблем с количеством гостей и считает, что вся инфраструктура была спланирована хорошо и ровно для того количества людей, которые в итоге и посетили Flow. 

В ближайшие несколько лет фестиваль переезжать не собирается, и планирует продавать столько же билетов, сколько и сейчас. Хотя переезд не повредил бы: даже на исполинских масштабов «Примавере» с аудиторией около 200 тысяч человек гораздо свободнее. Идеальный звук и состав, впрочем, компенсируют бытовые неудобства Flow.

Примечание. Журналист «Медузы» побывал на Flow Festival по приглашению организаторов фестиваля в рамках пресс-тура. 

Павел Борисов

Хельсинки