«Напрягает не штраф, а конфискация инструментов» Монологи московских уличных музыкантов об их отношениях с полицией
С начала летного сезона сразу несколько уличных музыкантов, играющих в центре Москвы, были задержаны полицией и оштрафованы по статье КоАП «Организация массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка». Получается, их штрафовали за то, что прохожие остановились послушать музыку. Музыканты с этим решением не согласны и даже готовятся провести совместный митинг. Они рассказали «Медузе» о своих повседневных взаимоотношениях с властями и полицией.
Иван
выступает на улицах три месяца
Я несколько раз играл на Никольской улице, никаких конфликтов не было. Однажды, видимо, слишком близко подошел к магазинам. Один из владельцев, видимо, позвонил.
Подъехала машина, четыре полицейских, ничего не объяснили, только сказали: «Здравствуйте, концерт окончен». Я пытался спрашивать их имена, они только что-то мямлили в ответ. Схватили за руки и запихнули в машину. Я тогда особо не понимал, что происходит, я в отделении-то до этого никогда не был. Все было как-то очень резко.
Приписали, что я митинг собрал, толпу, которая мешала проходу. Никому, она, конечно, не мешала. Напрягает не штраф, а конфискация инструментов — гитару только через две недели вернут.
С судом тоже странная история. Прихожу туда 4-го июля, а меня там никто и не ждет. Сидят в кабинете какие-то тетки, перебирают бумаги. Покрутили мою повестку и выписали новую — на 15 сентября, мол, они все в отпуск уходят. Ну, я посидел там, погрустил, и тут одна из них встала: «Сидите тихо, тогда вас примут», и пошла к судье. Какая-то ерунда, как они там работают, я не понимаю.
Судья меня в том же кабинете с тетками приняла. Две минуты слушала слова в защиту, еще две — совещалась, и минуту оглашала приговор. Все (музыкант был оштрафован на 10 тысяч рублей по статье 20.2.2 КоАП — организация массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка — прим. «Медузы»).
Вот, думаю, апелляцию подать. Поймите, мое негодование в том, что я, получается, не просто хулиган — мне политическую статью дали, будто я митинги собирал. Мне это на фиг не нужно, я просто играю на инструменте, а на мне такая штука висит. При удобных обстоятельствах ее всегда могут вытянуть — «так-так-так, а это что?». Как говорится, игра забывается, результат остается.
Я был наслышан, что органы у нас не очень хорошо работают, но думал, что ситуация все-таки исправляется. А как лично коснулся, понял, что система жутко прогнила. Может, она в любой стране гнилая, но у нас вообще какая-то жесть.
Олег
выступает на улицах 26 лет
Я играю у станции «Новокузнецкая», Замоскворечье выделило нам четыре площадки. Спасибо [муниципальному] депутату [Игорю] Брумелю, это он продавил. С полицией там проблем нет, только иногда «туристам» (сотрудникам туристической полиции — прим. «Медузы») нужно бумагу показывать.
Правда, есть и другой депутат — Сергей Марков, он всю свою муниципально-депутатскую деятельность посвятил борьбе с музыкантами около станции метро «Третьяковская». У него, родимого, там дом, и окна прямо на нас выходят. Он постоянно жалуется полиции под самыми невероятными поводами — последний раз мне сообщили, что я нарушаю авторские права группы Deep Purple. Он иногда и сам выходил, здоровенький дядька, одному комбик пнет, другому нахамит. Один раз барабан отобрал у музыкантов. Правда, ребята не робкого десятка оказались, скрутили его, вернули инструмент, с тех пор он носа туда не показывает, только звонит.
Вообще музыкантов придумали разгонять мелкие начальнички по мотивам коррупционных связей с бизнесом. Есть на Арбате яркий представитель — так называемая Мальвина, у нее там магазины, хостелы. Вредная старуха, постоянно привязывается к уличным музыкантам. Например, видео есть: играют девочки, арфистки — просто божественно, без всякого звукоусиления — она к ним подходит, давай вырывать арфы, пинать… Вокруг толпа! А ей как с гуся вода, потому что ее прикрывает полиция и управа. Она там, видимо, приплачивает. Иначе такое рвение сотрудников полиции не объяснить.
В 2014-м у нас терпение лопнуло, мы собрали неформальное объединение, провели согласованный митинг-концерт. В 2015 устроили серию одиночных пикетов «Арбат замолчал» — встали с заклеенными ртами и инструментами. Пикеты получились шумные, нам стали правозащитники помогать, адвокаты. В августе митинг проведем, потому что почва для этого уже подогрета. У меня никаких сомнений нет, что у нас все получится.
Артур
выступает на улицах 18 лет
Вообще я бывший военный музыкант, сейчас работаю в оркестре. А на улице — это прибавка к заработку.
Меня задерживали много раз, из них по статье 20.2 (нарушение порядка проведения митинга) три раза. Один раз в досудебном порядке удалось замять, два раза был суд. Все одинаково: подходят полицейские, настойчиво просят проехать с ними, а там уже написаны одинаковые протоколы. Все это подло сфабрикованные дела. И каждый раз там один и тот же дежурный, не знаю, может, у него зуб на меня.
На Никольской улице играла бабушка 75 лет, на баяне. Женщина заслуживает невероятного восхищения, из нее лучится постоянный позитив, она всегда смотрит на тебя радостно, хотя у самой — взрослая дочь инвалид. Человек, невзирая на возраст, находит в себе силы заниматься музыкой. Частные уроки по баяну берет. Великий человек!
А господа полицейские, не задумываясь, топчут вообще все! Они к ней тогда пристали, я там что-то вякнул, ее тогда не забрали. Но на моей памяти за год в отделении она уже два раза побывала.
Полицейским доказывать бесполезно что-то. Бывает, что «туристы» по собственной инициативе начинают прессовать — им еще можно объяснить. А кто подъезжает по команде — это совершенные роботы, у них задача стоит; слух, здравый смысл, все отключается. Начинаешь права качать — они силу применяют.
Я понимаю, музыканты кому-то могут не нравиться, но надо решать вопрос в рамках закона. А чиновники у нас ленивы, не хотят действовать гуманно, у них если попался сорняк, им, чем удалить, легче всю грядку перекопать.
Арсений
выступает на улицах 8 лет
Меня, в основном, у метро всегда задерживали. Есть такой пункт в правилах, что 25 метров от метро — это опасная зона. Полицейские любят на него ссылаться, правда, забывают, что речь идет о надземных вестибюлях метро, а к подуличным переходам, где я обычно играю, это не относится.
Вот так меня забрали, например, у «Полянки». Сначала один мент подошел, потом несколько, и скрутили меня. Отвезли в отделение и там предложили сделку: либо во всем сознаешься, и мы тебя отпускаем, либо качаешь права и тогда мы тебя по полной программе оформляем — отпечатки пальцев и так далее. А у меня на завтра день рождения, да и семья волноваться уже начала, в общем, согласился я. Сейчас очень жалею и каюсь, потому что надо было поднимать волну.
Другой случай — играл в метро «Театральная», подходят два человека в гражданской одежде, предъявляют удостоверения полиции и начинают обвинять во всех грехах: что я нарушаю порядок, что на меня жалуются пассажиры, что я занимаюсь попрошайничеством, порчу мрамор и архитектуру, в общем — чуть ли не сатана.
Отвели в участок, там еще сидят люди в гражданском, тоже давай обвинениями сыпать. В конце концов, на меня повесили, что я занимаюсь «иной деятельностью» без разрешения (имеется в виду пункт 2.11.14. Правил пользования метрополитеном: «Запрещается использовать территорию метрополитена для занятий предпринимательской и иной деятельностью без письменного разрешения руководства метрополитена» — прим. «Медузы»). Ребят! Давайте теперь каждый пассажир будет брать разрешение на осуществление деятельности по вдоху и выдоху на территории метро!
Отвозили меня потом в другой участок, там выписали штраф в сто рублей. Позже точно так же выписали еще один. Оплачивать я их не собираюсь.
Сергей
выступает на улицах 20 лет
По поводу задержаний ничего рассказывать не буду. Я не оппозиционер, я патриот, на Донбасс с концертом ездил.
Тема не к задержаниям сводится. Тут главное, что у уличных артистов нет статуса. Департамент культуры в двух строчках мог бы его прописать, легализовать эту тему. Мы создали объединение музыкантов («Московская общественная организация работников культуры уличного жанра» — прим. «Медузы») для сотрудничества с властями, предлагали им авторов, проекты. Но за три года ничего, кроме арестов и задержаний с их стороны не добились.
Когда нет статуса, к тебе любой сержантский проходняк может пристать: «Убирайся, чтобы у меня проблем не было».
Когда есть статус — все по-другому. Вот в Европе платишь 30 евро за три месяца и выступай, где хочешь. У нас говорят, что музыканты платить не хотят. Хотят, да только не дядям в карман! Поэтому законодательная база должна быть.
Вот в метро разрешили играть (в мае в Москве стартовал проект «Музыка в метро», разрешающий играть в определенные часы на некоторых станциях — прим. «Медузы»). Меня спрашивают, доволен ли я. Я-то да, а еще семьсот человек, которым не дали лицензию? В метро полно места, шикарных переходов, но дали только пять площадок.
Но все равно, я считаю, это — великий прорыв, наконец андеграунд хоть как-то легализовали. Темные переходы вдруг становятся арт-зонами — это прекрасно. Так что есть не только негативное, но и позитивное! Если мы будем дальше поднимать вопрос, и другие переходы отдадут.