Всеправославный собор без РПЦ. Что он решил?
Всеправославный собор на Крите задумывался как первое за много столетий собрание всех представителей церкви — только подготовка к нему заняла около 50 лет. Однако в последний момент случился скандал: некоторые православные церкви, в том числе РПЦ, отказались ехать на собор, не согласившись с его повесткой. Тем не менее собор состоялся. «Медуза» попросила доктора философии, старшего преподавателя Стокгольмской школы теологии, архимандрита Кирилла (Говоруна) подвести его итоги и рассказать, обязательно ли выполнение решений собора для РПЦ.
Главные итоги: между «консерватизмом» и «либерализмом»
Собор принял несколько документов, которые регулируют некоторые стороны жизни Церкви и православных христиан в наше время. Среди них документ об отношении православной церкви к церквам других исповеданий: католической, англиканской, протестантским; документы о миссии Церкви в современном мире, о смысле и практике поста, о браке и препятствиях к нему, о так называемой диаспоре, то есть организации церковной жизни в странах, которые не являются традиционно православными и куда православие пришло вместе с иммигрантами; а также о так называемой автономии — форме самостоятельности в организации церковной жизни.
Решения по перечисленным вопросам компромиссные — это некий средний путь между условно «консервативным» и условно «либеральным» подходами. Например, по отношению к другим христианским группам применено слово «Церковь», однако с оговоркой, что это лишь слово, не отражающее сути этих групп. О браке сказано как о союзе мужчины и женщины; непризнанными в качестве брака остаются гражданские союзы. Что касается браков с представителями других конфессий, собор, вопреки жестко негативному отношению к этому вопросу Грузинской церкви (она, как и РПЦ, в итоге на собор не приехала), оставил его на усмотрение епископов.
Итоговые документы собора обращены не только к членам Церкви; послание собора — документ, адресованный максимально широкому кругу людей. В частности, констатирован тот факт, что Церковь не живет для себя, она должна нести свое служение и за пределами храма: об этом в тексте сказано как о «литургии после литургии». Высказано отношение к науке. С одной стороны, соборное решение говорит о многочисленных благах, которые наука принесла человечеству, а также о том, что Церковь не имеет компетенции вмешиваться в научный метод. С другой — собор предостерегает о возможных манипуляциях во имя науки, о негативных последствиях для окружающей среды, о необходимости нравственного компонента в научной деятельности. Надо сказать, что экологическим проблемам уделено большое внимание в решениях собора.
Невмешательство в политику и права человека
Собор констатировал, что Церковь не должна вмешиваться в политические процессы. При этом он выразил пожелание, чтобы все политики относились к своей деятельности с самокритикой. Собор обратил внимание на проблему вмешательства государства в жизнь граждан и призвал Церковь к тому, чтобы она защищала граждан от произвола государства. По сути, собор заявил, что в конфликте между обществом и государством Церковь должна быть на стороне людей.
В послании собора много говорится о правах человека: по твердому убеждению отцов собора, эти права должны быть защищены. При этом, как подчеркнул собор, соблюдение прав граждан должно сопровождаться ответственным отношением к ним со стороны граждан. Собор обрисовал более общие рамки, в которых необходимо понимать права человека: «православный идеал человека выходит за рамки установленных человеческих прав» и «превыше всего есть любовь, как ее открыл нам Христос».
Должна ли РПЦ выполнять решения собора
По мнению участников собора, его решения обязательны даже для тех Церквей, которые решили не ехать на Крит, а это — помимо Русской церкви — Антиохийская, Грузинская и Болгарская. Я лично не вижу причин, почему решения Всеправославного собора должны быть отвергнуты в РПЦ: они вполне соответствуют православной традиции, актуальны и, в конце концов, полезны для всякого православного. Собор нашел правильные слова, чтобы донести древнюю истину православия до современного человека, в том числе в России.