Перейти к материалам
истории

Время начинает распадаться Надежда Вайнер — о новом шутере Quantum Break

Источник: Meduza
Microsoft Studios

5 апреля на PC и Xbox One вышел шутер от третьего лица Quantum Break — новая игра студии Remedy, придумавшей в свое время Макса Пейна и Алана Уэйка. Quantum Break рассказывает об экспериментах со временем и борьбе главного героя с корпорацией Monarch. Журналистка Надежда Вайнер по просьбе «Медузы» рассказывает о своих впечатлениях от новой игры.

Представьте себе, что на вечеринке, где вы тихо скучаете на диване со стаканом вина, к вам подсаживается парень с внешностью Макса Пейна и говорит: слушай, я тебе сейчас расскажу такую историю, ты просто упадешь! Там будут перемещения во времени, квантовая физика и механика, неоднозначные персонажи, а некоторые куски — прямо сериал, и ты сможешь все это увидеть на моем мобильнике! И начинает рассказывать.

И да, в его истории есть неоднозначные персонажи — и самые интересные из них похожи на Шелдона Купера с мегаломанией. Есть и спорные решения, квантовая физика, путешествия во времени и хакер-трикстер. Quantum Break, новая игра студии Remedy, создавшей и Макса Пейна, и Алана Уэйка, обещает очень много. Но к ее финалу, после преодоления сколько-то часов не только истории, но и очень обычных и довольно скучных перестрелок, хочется повернуться к ее авторам и спросить: черт, вы уверены, что хотели рассказать мне именно это?

Не участвуйте в сомнительных опытах

Краткий синопсис: простой парень Джек Джойс возвращается в город своей юности. Его позвал старый друг Пол Сирен, которому нужна небольшая помощь в научном эксперименте. Эксперимент идет не так, время начинает распадаться на части, а Джек Джойс получает несколько забавных способностей, с помощью которых ему нужно побороть злую корпорацию Monarch и спасти мир (ну и еще пару человек).

Microsoft Studios

Игра разделена на несколько актов, после каждого из которых идет серия мини-сериала, снятого как дополняющая часть истории. Если в прохождении фокус внимания — на Джеке Джойсе, то сериал посвящен героям второго плана: сотрудникам корпорации Monarch, у которых полно собственных проблем. Основных героев там трое: хакер-трикстер в паре с отчаявшейся женщиной-ученым, понимающей, чем, собственно, занята их корпорация и что происходит со временем, а также местный специалист по зачистке, отягощенный заботой о беременной жене. Они и Джек — две силы, идущие друг другу навстречу, чтобы мир был спасен. Но Джойса игрок контролирует, а на них только смотрит.

На историю в сериале можно повлиять, но только косвенно. В игре есть несколько развилок с разными вариантами будущего, которые определяют судьбы героев. Но, насколько я могу судить, эти изменения косметические. Все, кто должен умереть, умрут. Просто так — или иначе. Тут, наверное, должен бы сработать вау-фактор — смотрите, мое решение в игре повлияло на целый сериал, но этого не происходит. Медиа настолько успешно сливаются в последние годы, что добиться по-настоящему глубокого изумления можно было бы, выпустив эту игру лет на десять раньше.

При этом сам по себе сериал Quantum Break смотреть приятно. Он не пытается уйти от штампов современного сай-фая, не слишком глубоко копает, но мотивы его героев, а также то, как они действуют, понятны. Сами герои банальные, но симпатичные. Их эмоции выглядят убедительно — а вот о персонажах непосредственно игры этого не скажешь.

Не Макс и не Алан

Джек Джойс обладает внешностью Шона Эшмора, способностью стрелять, братом-гиком и полным отсутствием личности и истории. Даже когда он что-то говорит, это банальность или клише. В игре встречаются обрывки его прошлого, но они никак не характеризуют Джека. Даже если в его жизни и были ужасные трагедии, на то, каким мы его видим, они никак не повлияли. Единственное, что о нем можно сказать, — он упрямый. Он очень хочет спасти мир и время от разрушения. Но это, в общем, характерная черта любого героя игры про спасение мира.

И на фоне Алана Уэйка, и на фоне Макса Пейна (даже третьей части, уже созданной не Remedy, а Rockstar) Джойс кажется блеклым до боли. Его история, как и глобальный сюжет всей игры, особенно в последней части, выглядит так, словно весь бюджет ушел на гонорары актеров, а на сценаристов денег не осталось.

Microsoft Studios

И это тоже разочаровывает. История Макса Пейна была прозрачной. История Алана Уэйка была запутанной, но интересной. История Quantum Break намекает на сиквел, но даже для первой части большой серии тут слишком много вопросов без ответов. Особенно в последнем акте игры, в котором я постоянно пыталась понять, что происходит. Зачем он делает это? А вот тут что произошло? Простите, можно я слегка замедлю время и выясню, что творится на этом уровне, мне бы хоть пару пояснений? Их не будет? Очень жаль, тогда я не поняла, что же вы хотели сказать.

Игровая часть местами выглядит так, словно денег не хватило и на нее. Темпоральная аномалия наделила Джека Джойса всякими интересными способностями вроде возможности заморозить врага, прикрыться щитом или очень быстро переместиться по карте, однако Quantum Break от этого не перестает быть честным линейным шутером, в котором у тебя просто чуть больше способов убивать врагов. Чуть веселее это делать. Иногда, конечно, умение замедлять время жизненно необходимо: например, когда попадаются бойцы Monarch, которые тоже умеют очень быстро прыгать по комнате. Или когда — пару раз за игру — встречаешься с особо тяжеловооруженными бойцами, которых можно прикончить, только выстрелив в определенное место в их броне. Но сказать, что это драматически отличает Quantum Break от геймплея стандартных шутеров, нельзя.

И времени не стало

Разрушаясь после неудачного эксперимента, время застывает и вновь начинает течь, из-за чего мир приходит в хаос. Многие фрагменты игры — это небольшие лабиринты, в которых нужно добраться из точки А в точку Б и по возможности не погибнуть от падающей в настоящем и поднимающейся в прошлое стены. Они интересные; и если где в Quantum Break и ощущается драма, то именно в них. Вот как распадается время. Вот как привычные вещи становятся врагами и убивают тебя там, где ты этого не ждешь. Там, когда ты этого не ждешь.

Microsoft Studios

Quantum Break на самом деле есть о чем поговорить с игроком. Что такое время? Что такое путешествие в будущее? Если туда можно попасть, значит ли, что все предопределено, и мы больше ничего не можем изменить? Есть ли у нас на самом деле выбор? Что мы можем сделать со своей жизнью, если выбора нет? Но эти вопросы встроены в ткань игры так, что найти ответ самостоятельно или хотя бы взять время на раздумье мы не можем. Герои вроде как задают их себе, но ответы не имеют никакой логики — только туманные намеки, что об этом нам расскажут в следующих частях.

Хотя один ответ игрок получает. Чем бы ни было время, прошлое неизменно. Все попытки его поменять ведут к тому результату, который уже был. Поэтому я не могу вернуться к началу вечеринки, сесть со стаканом вина рядом с парнем с ехидной улыбкой и сказать: слушай, давай ты лучше расскажешь мне, как ты был копом в Нью-Йорке, работал в отделе по борьбе с наркотиками, а потом что-то пошло совсем не так?

Надежда Вайнер

Москва