Перейти к материалам
Кадр из фильма «Метрополис», 1927 год
истории

Пост или проза? Американский писатель опубликовал идеальный рассказ для фейсбука

Источник: Facebook
Кадр из фильма «Метрополис», 1927 год
Кадр из фильма «Метрополис», 1927 год
Фото: Everett Collection / Vida Press

Внутренний алгоритм Facebook научился предсказывать будущее, но это не приносит счастья сотрудникам соцсети: таков сюжет рассказа, который опубликовал в фейсбуке американский писатель Робин Слоун. Более того, он заставил пользователей соцсети стать соучастниками произведения — от их реакции зависела не только популярность поста, но и то, насколько реалистичным покажется его сюжет. «Медуза» коротко рассказывает о замысле Слоуна и о придуманном им жанре — рассказе для фейсбука.

15 марта американский писатель Робин Слоун опубликовал в фейсбуке пост, снабдив его примечанием: 

«Этот рассказ я обнаружил в своем защищенном ящике в конце февраля. Автор просил опубликовать его в фейсбуке именно сегодня и именно в таком виде. Подозреваю, что текст получил не только я. Ручаться за его подлинность я не могу, но мне показалось, что история достаточно занятная для того, чтобы ею поделиться».

История — это рассказ от лица бывшего сотрудника Facebook, работавшего в подразделении по сбору статистики для крупных рекламодателей соцсети, Partner Intelligence Group (лучше всего читать рассказ в оригинале, но если вы не знаете английский — перевод есть на Geektimes). В отделе работали три человека, в чьи обязанности входило предоставлять компаниям и брендам отчеты о том, как их продукты обсуждают пользователи фейсбука. Для этого в PIG пользовались специально разработанной программой под названием «Энчиллада» — софтом, отслеживающим упоминания по запросу, причем не только в постах, но и (анонимно) в личных сообщениях пользователей. Если в определенные дни программа фиксировала всплеск обсуждения продукта — значит, рекламная кампания в соцсети прошла успешно.

«Всплески обсуждения случаются перед финалом спортивного чемпионата; когда сливаются или разоряются компании; когда политики оказываются в центре скандала; если кто-то умер», — объясняется в тексте.

Робин Слоун

В какой-то момент двое сотрудников — автор текста и его коллега по имени Джули Рубикон — случайно обнаружили, что «Энчиллада» умеет предсказывать будущее — предугадывать всплески обсуждения тех или иных продуктов или компаний на месяцы вперед. Объяснить такое поведение программы сотрудники не смогли, но придумали использовать эти сведения для инсайдерского трейдинга (без особого успеха: в сентябре 2015 года, «предвидев» всплеск обсуждения автомобилей Volkswagen, они зарабатывают на двоих тысячу долларов). А потом им приходит в голову поискать в «Энчилладе» самих себя.

Выясняется, что об авторе рассказа программа ничего не знает, а по запросу «Джули Рубикон» выдает всплеск, приходящийся на 15 марта. Понимая, что всплеск означает какое-то значительное и зловещее событие, Джули впадает в панику. За несколько недель до рокового дня она исчезает. Коллега решает спасти ее, искусственно организовав всплеск обсуждения Джули Рубикон, чтобы отвести от нее удар судьбы. Именно поэтому опубликовать текст важно 15 марта.

***

Фейсбук не позволяет проследить историю распространения одного поста, но за неделю записью Робина Слоуна поделились в соцсети более 1500 раз. Мало кто из прочитавших рассказ сомневался, что опубликованный текст — это литературное произведение, а не подлинные воспоминания бывшего сотрудника Facebook, однако тем интереснее было разоблачить мистификацию, проанализировав литературные приемы, использованные автором.

В соответствии с законами жанра, Робин Слоун нигде не указывает, что автор рассказа — он сам, однако такое предположение выглядит правдоподобно. Мировую известность Слоуну принес роман «Круглосуточный книжный мистера Пенумбры». В книге рассказывается о таинственной книжной лавке, хранящей секреты древнего тайного общества, и компьютерных гиках, которые эти секреты распутывают. На своем сайте Слоун пишет, что в свободное от писательства время увлекается технологиями и медиа.

Опубликованный в фейсбуке Слоуна рассказ изобилует отсылками к викторианской литературе (классический мотив «случайно обнаруженного письма»), фантастике XX века (антиутопии о нейросетях и суперкомпьютере), античной и классической трагедии (мотив рока и власти героя над судьбой). Последний мотив прослеживается, например, в трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», где на протяжении первого акта герой получает множество зловещих предзнаменований, которые в итоге сбываются в третьем акте. Как известно, Цезарь был убит в мартовские иды — день римского календаря, выпадавший на 15 марта. Имя «Джули Рубикон» тоже отсылает к Цезарю.

Но самое интересное — то, как автор использует форму. Рассказ о фейсбуке публикуется в виде поста и существует внутри соцсети; более того, читателям предлагается стать участниками развязки (не говоря уж о том, что рассказ распространяется по соцсети вирусно). Издание Slate даже утверждает, что перед нами — первый пример нового литературного жанра: рассказ для фейсбука.