истории

«Собянинский урбанизм умер» Григорий Ревзин — о сносе палаток как акции устрашения

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС / Scanpix

В ночь на 9 февраля в Москве снесли десятки торговых павильонов у станций метро. Их уничтожили по решению городских властей без санкции суда — более того, во многих случаях владельцам палаток удалось доказать в суде свое право собственности. Архитектурный критик Григорий Ревзин называет «ночь длинных ковшей» акцией устрашения: московская мэрия перестала договариваться с владельцами магазинов, поскольку у нее больше нет денег для выплаты компенсаций.

Градостроительную политику московских властей с 2010 года Григорий Ревзин называет «собянинским урбанизмом». В нем соединились идеи модернизации и отказа от теневой экономики времен Юрия Лужкова. С начала третьего президентского срока Владимира Путина в России модернизация сменилась архаизацией, но столичному мэру Сергею Собянину, по словам Ревзина, удалось отстоять специфику Москвы.

«До известной степени это напоминает существование городов в феодальной Европе — „воздух Москвы делал свободным“. Формула была следующей — вместо того, чтобы стать европейскими гражданами, вам предлагается стать европейскими горожанами», — пишет Ревзин.

По словам Ревзина, в Москве имитировали принципы, по которым устроены общественные пространства Барселоны и Нью-Йорка, Сингапура и Копенгагена. При этом на экономическую основу существования этих пространств внимания не обращали: «Малый бизнес, торговля, городские сообщества, вовлечение граждан, процедуры согласия — это как-то у нас не шло. Да и не надо было, когда так красиво все получалось».

Московские власти сносили киоски, уничтожали Черкизовский рынок и «зачищали» парки без какого-либо сопротивления общества. «Причины элементарны — никого не пугали, всем все компенсировали, со всеми договорились», — пишет Ревзин. Когда денег на компенсации стало не хватать, в городе провели акцию устрашения. «Под ковшом экскаватора договариваться дешевле», — отмечает Ревзин.

Издержки не просчитали. Хотели напугать торговцев — напугали весь город. Бывают европейские горожане без свободных выборов императора, без свободы совести, без права агитации и т. д. Не бывает европейских горожан без права собственности и свободы торговли. Это так с XII века повелось и вряд ли отменимо. Без этих прав бывают только идеальные советские граждане — девушки с веслом в парке культуры и отдыха. И в этом смысле собянинский урбанизм умер.

Григорий Ревзин