Перейти к материалам
спецпроект

Что случилось 1 января? 1976 год. «Ирония судьбы, или С легким паром!» Совместный проект «Медузы» и Borjomi

Фото: «Мосфильм» / Fotodom.ru

1 января — день сложный, а для кого-то и вовсе выпавший из жизни из-за большого количества съеденного и выпитого в новогоднюю ночь. Спонсор 1 января, Borjomi, избавляет уставший организм от лишнего и дарит прекрасное самочувствие. А когда силы на свершения есть — первый день года обязательно случится. И кто знает, может, именно 1 января 2016-го вы будете с теплом вспоминать много лет. Borjomi совместно с Meduza рассказывает о событиях, случившихся в первый день года и навсегда изменивших мир вокруг нас. Например, не было бы 1 января — не показали бы «Иронию судьбы»

«Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба…», — это вовсе не шутка Ипполита. Барбара Брыльска говорила, что рыба, приготовленная для съемок, действительно была ужасной. Вообще реквизиторы приготовили канонический советский новогодний стол: Надя Шевелёва угощает Ипполита салатом оливье и ростбифом с зеленым горошком, сырокопченой колбасой (по 5,60 за кг), яйцами под майонезом, свекольным салатом, шпротами в масле. Те же рижские шпроты и запчасти для оливье наблюдаются на кухонном столе в квартире Лукашина. В кадре также мелькают бутылки советского шампанского, «мускат» за 3,60, пятизвездочный коньяк, кофе растворимый натуральный в жестяной банке, коробка зефира в шоколаде и вездесущие вазы с мандаринами. Сервировка тоже классическая: фужеры с лапчатой резьбой из Гуся Хрустального и легко узнаваемые по травчатому узору столовые ложки с маркировкой «мнц» (то есть посеребренный сплав медь-никель-цинк, пришедший на смену мельхиору), которые слегка меняли вкус икры и яиц.

Фото: «Мосфильм» / Fotodom.ru

Главный новогодний фильм в истории советского (и уже не только советского) человека, который вся страна привыкла смотреть 31 декабря утром, днем и вечером, впервые показали именно 1 января — когда праздник уже прошел, осталось только послевкусие. Сценарий прежде был пьесой, написанной в соавторстве Эмилем Брагинским и Эльдаром Рязановым — поэтому-то действие по-театральному разворачивается в четырех стенах, что для двухсерийной теле-картины по тем временам весьма смело. Снимали ее тоже новаторски — тремя камерами сразу.

«Иронии» — как это было со многими великими советскими фильмами — могло не случиться. Картину сняли за 3 месяца весной 1975 года, и полгода она пролежала на полке, рискуя вовсе быть закрытой за пропаганду пьянства. Незадолго до премьеры режиссеру велели приехать на телевидение, чтобы записать вступительное слово, в котором требовалось подставить «идеологические костыли» — сообщить, что так выпивать положительные советские граждане могут лишь в праздники. 31 декабря 1975 года от Рязанова потребовали записать слово еще раз: не называть фильм «рождественской сказкой», переименовав в новогоднюю историю. Так что режиссер 1 января 1976 года за три часа до эфира еще раз отправился записывать речь на улице Королева.

Что случилось 1 января? 1976 год. «Ирония судьбы, или С легким паром!»
1 января, которого могло бы не быть

Сюжет, требовавший «костылей», по сути и сделал «Иронию судьбы» тем фильмом, без которого невозможно представить Новый год на огромном пространстве, где по-прежнему много одинаковых домов с одинаковыми дверями и замками, с одинаковыми обоями, мебелью и едой на столе, и на всем этом просторе живут люди, которые пьют, влюбляются, ошибаются — и смотрят один и тот же фильм в один и тот же день.

Аудитория первого показа 1 января достигла 100 миллионов зрителей. «Ирония судьбы» признана лучшим фильмом 1976 года.

Спустя сорок лет, 1 января 2016 года мы впервые встретим без Эльдара Рязанова. Но по-прежнему с его фильмом. И будем, как и год назад, внимать Юрию Яковлеву, надеясь, что уж в наступающем все точно будет по-другому: «Как скучно мы живем! В нас пропал дух авантюризма, мы перестали лазать в окна к любимым женщинам, мы перестали делать большие хорошие глупости…»