Будущее спорта Как интернет вещей позволяет узнать о спортсмене все
«Медуза» и IBS продолжают рассказ о том, как интернет вещей меняет вообще все. Спорт — еще одна область, где интернет вещей прижился давно и надолго. Самое банальное приложение для бега в смартфоне, которое фиксирует маршрут, темп, пульс и расход калорий — это тоже интернет вещей. Но технологии нужны не только для любительских упражнений, но и для профессионального спорта.
Интернет вещей используют многие команды в футболе, хоккее, рэгби, гольфе и других видах. Как и во всех сферах, где применяется интернет вещей, главный смысл технологий в спорте — сбор и анализ данных. Это не очень новая идея, которую лучше всего, пожалуй, отражает фильм «Человек, который изменил все». Менеджер бейсбольного клуба «Атлетикс» Билли Бин берет в помощники экономиста Питера Бренда. Бренд анализирует личную статистику игроков лиги и предлагает покупать не самых именитых бейсболистов, а тех, кто лучше всего подходит для конкретных задач. Пока все вокруг крутят пальцем у виска, «Атлетикс» добивается успеха с несколькими недорогими игроками, которые всем кажутся никуда не годными спорстменами.
Фильм описывает события 2000-х годов, но понимание, что грамотный анализ данных приводит к хорошим результатам, пришло в спорт намного раньше — уже в середине XX века. Только тогда сотрудникам тренерского штаба пришлось следить за игрой с карандашом в руках и фиксировать действия игроков или часами отсматривать после матчей запись встречи, а теперь все происходит в реальном времени и люди куда меньше задействованы в процессе. Но тренеры — не единственные люди в спорте, кому нужны технологии. Интернет также помогает болельщикам, судьям, спортивным медикам и телевизионным компаниям.
Для тренеров: как заставлять выкладываться на тренировках
Игроки американского футбольного клуба «Сиэтл Саундерс» перед каждой тренировкой надевают жилеты, плотно прилегающие к телу. На жилетах закреплены два небольших девайса — один следит за сердечным ритмом, другой устроен несколько сложнее: он включает в себя акселерометр, гироскоп, магнитометр и соединен с GPS. Таким образом система получает множество данных о том, как игрок ускоряется, как замедляется, как меняется положение его тела, как работает пульс и так далее. Сырыми данными тренерский штаб не занимается — как и во многих других клубах, в «Саундерс» есть сотрудники, которые специализируются на технологиях. К тренерам информация поступает уже в обработанном виде — например, в виде баллов, по которым видно, кто хорошо тренировался, а кто халтурил. Клубные аналитики проследили связь между интенсивностью скоростных упражнений и подверженностью игроков травмам. Поэтому тренеры могут нащупать предел возможностей игрока — как можно нагружать его по полной, но не подвергать риску отправиться в госпиталь. Счастливый финал этой истории такой: в 2014 году «Саундерс» выиграли регулярный чемпионат MLS.
Для медиков: как умные челюсти и шлемы не позволяют игрокам скрывать травмы
В США каждый год фиксируется до 3,8 миллионов сотрясений мозга, вызванных занятиями спортом. На самом деле, сотрясений гораздо больше, просто спортсмены о них не сообщают, и это большая проблема. Люди продолжают тренироваться и выступать с травмой, что часто ведет к куда более тяжелым последствиям. В 2004 году исследователи изучили группу футболистов студенческой лиги (речь об американском футболе), которым ранее диагностировали сотрясение мозга. Выяснилось, что о своих симптомах сообщили менее 47% игроков. Другое исследование показало, что 27% спортсменов, которые занимаются контактными видами, скрывали симптомы сотрясения мозга. В бесконтактных видах доля таких игроков меньше — 14%. Большинство спорстменов не сообщают о травме, потому что хотят продолжать играть и боятся подвести одноклубников. Часто спортсмены просто считают, что травма не столь серьезна, чтобы о ней сообщать. Все попытки убедить спортсменов, что здоровье все-таки важнее победы, к успеху не приводят.
В последнее время появилось сразу несколько идей, как решить эту проблему с помощью интернета вещей. Компания Riddel Insite выпускает специальные сенсоры для футбольных шлемов, которые фиксируют удары в голову. На монитор к тренеру или клубному медику приходят данные, кто из игроков получил удар, куда именно он пришелся, с какой силой и скоростью был нанесен. В случае, если преодолены какие-то крайние значения, система подает сигнал тревоги.
Похожим образом устрен FitGuard — электронная капа, которую игрок держит во рту во время игры. Многие хоккеисты и футболисты и так играют с капой, чтобы защитить зубы, но FitGuard устроен хитрее. Данные об ударах приходят прямо на смартфон тренеру или врачам.
Подобные приспособления уже используются профессионалами, но многие спортивные эксперты скептически к ним относятся. Специалисты говорят, что пока работа этих устройств не изучена как следует, нельзя утверждать, что они действительно приносят серьезную пользу.
Для бизнеса: как бороться за фанатов с помощью интернета вещей
Снова история про американский футбол, что, в общем, неудивительно. По двум причинам: во-первых, в США интернет вещей развивается особенно быстро, во-вторых, американский футбол — один из самых популярных видов спорта в Америке. В 2015 финальный матч NFL (Национальной футбольной лиги) собрал самую большую телеаудиторию в истории американского телевидения — 114,4 миллиона человек. Участники индустрии постоянно ищут новые способы привлекать и удерживать новых зрителей и интернет вещей играет в этом важную роль.
Все уже привыкли, что в спортивных трансляциях становится все больше данных. Сначала на экране высвечивался только счет, потом в перерыве появлялась статистика ударов по воротам, потом процент владения мячом, преодоленное игроками расстояние и прочее. Год назад NFL сделала в этом направлении очень большой шаг вперед. Вернее, совершила прыжок.
С осени 2015 года на наплечные щитки всех игроков установили RFID-маячки — по одному на каждое плечо. Эти устройства позволяют определять местопололожение игрока с точностью до 15 сантиметров. А также его направление, ускорение и скорость. На каждом стадионе NFL установлены ресиверы, которые принимают данные от RFID-меток. Это позволяет болельщикам получать гораздо больше информации о том, что происходит на поле, чем они привыкли.
Для того, чтобы понять, о чем идет речь, лучше всего посмотреть видео с подробным разбором игр, которые NFL выпускает каждую неделю. Болельщик видит, например, на каком расстоянии был ближайший защитник к игроку чужой команды, перед тем, как он совершил тач-даун. С какой скоростью этот игрок убегал от соперников. Был ли его забег самым быстрым на этой неделе — и так далее. Разумеется, это только один из форматов — многие данные зрители на стадионе и у телевизора получают в режиме реального времени.
Не менее мощный прорыв — новая система повторов. NFL позволяет смотреть трансляции через Xbox и пересматривать любой момент игры со всех возможных углов на комьютерной модели. На повторе видно, кто, как, в каком направлении с какой скоростью двигался.
Вот как это работает.
Название проекта — Next Gen Stats (статистика нового поколения) — вполне справедливо.
Другие материалы из совместного проекта «Медузы» и IBS читайте здесь.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!