Перейти к материалам
истории

Закон — песня Музыканты и промоутеры выступили против «духовно-нравственного» регулирования

Источник: Meduza
Фото: Зураб Джавахадзе / ТАСС

В четверг, 24 декабря, известные российские музыканты подготовили открытое письмо, в котором выступили резко против принятого Госдумой в первом чтении законопроекта о регулировании концертной деятельности. Письмо подписали Борис Гребенщиков, Земфира, Глеб Самойлов, Владимир Шахрин, Алексей Кортнев, участники «Квартета И»; всего — больше 20 человек. Они заявили, что ни в одной стране мира нет такого, чтобы промоутеров объединяли в саморегулирующиеся организации, а концертные площадки штрафовали, если они дают провести концерт кому-то не из этой организации. Законопроект, предлагающий все эти меры, готовится в Думе ко второму чтению. «Медуза» рассказывает о лоббистах и потенциальных жертвах этого документа. 

«Нас удивляет, что музыканты (ради защиты интересов которых, в том числе, и был задуман этот законопроект) не были приглашены принять участия в его разработке, — говорится в письме музыкантов. — Нам неизвестны примеры подобного регулирования концертной деятельности где-либо еще в мире. Мы обращаемся с просьбой остановить принятие законопроекта в том виде, в котором он существует сейчас, и доработать его с учетом требований всех тех, чьи интересы он затрагивает». 

Законопроект, о котором говорят актеры и музыканты, внесен депутатами Госдумы от «Единой России» и КПРФ. Он предлагает, по сути, начать регулирование концертного бизнеса. Если его примут, организаторам концертов и фестивалей придется объединиться и создать, как написано в тексте, саморегулируемые организации (СРО). А концертные площадки от 400 квадратных метров и больше должны будут работать только с промоутерами, входящими в эти СРО. Иначе штраф — от 300 тысяч до миллиона рублей. 

Помимо этого, промоутеры должны будут вносить в эти новые СРО ежегодный членский взнос от 150 до 300 тысяч рублей. Пока законопроект не принят, эта сумма уточняется. Но даже если промоутер организовал один концерт за год, сумма ежегодного взноса не уменьшится. Она также не меняется в зависимости от числа проданных билетов. И это может отразиться на их стоимости для зрителей — чем меньше организация проведет концертов, тем дороже будут билеты. 

В каждую СРО должны входить не меньше 50 промоутеров — в законопроекте в его нынешнем виде не прописано, идет ли речь о юридических лицах или частных и индивидуальных предпринимателях. Только члены организаций смогут заключать контракты на проведение государственных, городских и муниципальных мероприятий. Законопроект не затронет филармонии, театры и концертные площадки в школах. 15 декабря он был принят в первом чтении.

«Бремя по уплате взносов для вступления в СРО  в итоге ляжет на зрителей и на исполнителей, — предрекают авторы письма. — Вырастут цены на билеты и сократятся гонорары. Создается впечатление, что группа людей, состоящая из крупных игроков концертного бизнеса, лоббирующая эту законодательную инициативу, стремится поставить этот рынок под свой контроль».

Инициаторы законопроекта, в свою очередь, говорят, что он носит скорее «духовно-нравственный» характер. Один из его авторов, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Зугура Рахматуллина, в разговоре с «Медузой» заявила, что концерты, шоу и тому подобные мероприятия — «не просто форма организации досуга, а невидимый глазу механизм воздействия на аудиторию — мировоззренческого и духовно-нравственного». По ее словам, эту сферу деятельности давно пора упорядочить. А по мнению второго соавтора законопроекта, депутата от КПРФ Сергея Гаврилова, «государству будет проще контролировать организаторов массовых мероприятий, а также повысить их безопасность».

«Обычно, если депутаты выходят с законодательной инициативой, это не только их позиция. Это реакция на мнение общественности, на предложения конкретных людей», — заявила Рахматуллина корреспонденту «Медузы». 

Один из «общественных инициаторов» документа — продюсер Андрей Матвеев. «Даже если на большой площадке будет организовано корпоративное мероприятие, то фирма-организатор также должна будет вступить в СРО», — говорил, к примеру, он. Так совпало, что Матвеев — генеральный директор единственной уже созданной в России концертной СРО — «Союзконцерт». В число ее учредителей входят, в частности, продюсер Иосиф Пригожин и композитор Игорь Крутой. 

В одном из интервью Матвеев объяснял, что СРО станут «мостом между рынком и властью». Внутри этой организации будет работать дисциплинарная комиссия, которая займется «отслеживанием соответствия участников рынка критериям качества». Сами критерии при этом озвучены не были; Матвеев лишь произнес, что определить их будет сложнее, чем, к примеру, в строительном бизнесе. Из этого же интервью понятно, что лоббистами законопроекта оказались крупнейшие участники гастрольно-концертного рынка — компании SAV Entertainment, PMI и NCA Михаила Шурыгина, уже упомянутые Крутой и Пригожин, продюсер Александр Достман и другие.

Продюсер Андрей Матвеев
Фото: Антон Белицкий / ТАСС

Однако другие промоутеры и организаторы развлекательных мероприятий уже прозвали новый законопроект вторым «Платоном» — средством по сбору с них денег. «На мой взгляд, ситуация, когда неоднозначный закон в конце года без широкого обсуждения сначала принимают, а только уже потом смотрят на реакцию профессионального сообщества, выглядит достаточно грустной», — говорит корреспонденту «Медузы» промоутер Иван Белаш. По его словам, в условиях экономического кризиса государство, наоборот, должно обеспечивать дополнительные возможности для малого бизнеса. В случае с шоу-бизнесом — не мешать развиваться инди-группам и некоммерческой музыке, «а не уничтожать конкуренцию на развлекательном рынке с помощью дополнительного бюрократического регулятора в виде СРО».

Белаш считает, что действующих игроков в шоу-бизнесе по всей России всего около 150, а не тысяча, как это заявлено в пояснительной записке к законопроекту. Таким образом, альтернативную «Союзконцерту» СРО никто создать не сможет. И он просто станет монополистом на рынке.

«Для акул шоу-бизнеса, думаю, закон ничего не изменит. Они обслуживают госзаказы, 150 тысяч в год осилят. К тому же неугодных власти артистов они и так не возят. А у нас в 2014 году концерты, к примеру, Нойза МС и Андрея Макаревича были отменены. В 2015-м их [концертов] уже никто и не планировал», — рассказал «Медузе» Александр Сафин, руководитель и основатель агентства SoundDays из Казани. Он пояснил, что особенно тяжело придется региональным промоутерам, работающим с маленькими площадками и некоммерческой музыкой — у них совершенно другие финансовые возможности. Так же считает Антон Жуков, организатор рок-концертов во Владимире: «В регионах совсем другая ситуация [с развлекательными мероприятиями], и по сравнению с этим законопроектом даже „Платон“ отдыхает».

Промоутер Сергей Беляков из Петербурга в беседе с «Медузой» сказал, что в законопроекте должна быть норма о том, что независимые организаторы концертов не обязаны вступать в СРО — пусть это будет добровольным делом. «Сам Путин недавно сказал, чем меньше контролирующих организаций, тем лучше», — напомнил он.

«Я твердо считаю, что оно [СРО] в принципе не должно существовать, поскольку я ответственный налогоплательщик, и не понимаю, почему незнакомая мне группа людей решила брать с меня еще мзду, якобы страхуя мой бизнес», — отреагировала на ситуацию Саша Даль из группы «Фрукты» — проекта, выступающего на шоу «Вечерний Ургант» на Первом канале. «Добро пожаловать в Советский Союз, дорогие музыканты», — заключила она. 

Ани Оганесян

Москва