Перейти к материалам
истории

Большой стиль Наума Грановского Выставка главного архитектурного фотографа СССР в Центре братьев Люмьер. Фотогалерея

Источник: Meduza
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер

9 декабря в Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается выставка работ Наума Грановского — советского фотографа архитектуры. Грановский снимал советскую архитектуру на протяжении нескольких десятилетий. Его называли фотолетописцем Москвы и главным архитектурным фотографом СССР. Фотопроект «Большой стиль Наума Грановского» посвящен визуальному образу советских городов. Со-куратор проекта — Анна Броновицкая, специалист по архитектуре и градостроительству советского периода. В экспозицию войдут 150 работ. Часть из них  — в фотогалерее «Медузы».

Точкой отсчета становления «большого стиля», или сталинского неоклассицизма, в советской архитектуре считается 1932 год, когда постановлением ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» был положен конец эпохе архитектурного авангарда. В 1955 году новое партийное постановление об устранении излишеств в проектировании и строительстве упразднило «большой стиль». Этими хронологическими рамками и ограничена выставка работ Наума Грановского.

Постконструктивизм и ар-деко

Новое здание кинотеатра им. Низами на проспекте Кирова. Баку. Съемка 1950-х годов
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер

1930-е годы стали временем масштабного строительства по всему СССР. В 1931 году было принято решение о разработке плана реконструкции Москвы, началась перестройка других крупнейших городов. Строительство велось в соответствии с новым партийным постановлением: архитектура была призвана прославлять мощь советского государства. Наум Грановский в это время работает ведущим фотографом издательства «Изобразительное искусство». Одна из приоритетных задач издательства — съемки архитектуры «растущей и цветущей» страны.

Кинотеатр «Свобода». Таллин. 1969 год
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер

Первой реакцией на требование внедрения социалистического реализма и критику «коробочной» архитектуры было «обогащение» уже спроектированных или даже возведенных зданий декором. Карнизы, пилястры, рельефные фризы и эмблемы пластически разрабатывали объемы, спроектированные в логике предшествующих лет.

Холл с люстрой в здании МИД. Москва. 1950-е
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер
Гостиница «Ленинградская». Москва. 1968 год. Академия наук. Рига. 1960-е
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер

Московские высотные здания — пример адаптации советской архитектурой стиля ар-деко. Зародившись в США в 1920-е годы, десятилетие спустя ар-деко проник в Европу. Сталинские высотки, возводившиеся в конце 1940-х годов, являются переосмыслением американских небоскребов 1910-х — 1930-х годов.

Институт Маркса—Энгельса—Ленина. Тбилиси. 1965 год
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер
Государственный Академический Большой театр оперы и балета. Минск. 1960-е
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер

Освоение наследия

Гостиница «Рига». Рига. 1960-е
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер

Концепция социалистического реализма, сформулированная в партийном постановлении 1932 года, оставляла широкие возможности для интерпретации, в особенности в приложении к архитектуре. Часто архитекторы предпочитали ориентироваться на уже одобренные примеры. Так в число допустимых для социалистического строительства вошли вариации на тему итальянского Возрождения, хотя их следовало несколько видоизменять, чтобы избежать обвинения в стилизаторстве. В результате на просторах СССР распространились многоэтажные дома, похожие на палаццо с рустованным цоколем, аркадами или колоннадами, далеко вынесенным карнизом и деталями, вдохновленными фасадами Брунеллески или Палладио. 

Аэропорт Тбилиси. 1965 год
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер
Вестибюль станции метро «Курская». Москва
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер
Дом книги. Воронеж
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер
Санаторий Центросоюза. Цхалтубо, Грузинская ССР. 1965 год
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер

В республиках СССР как до, так и после войны была популярна тема национального наследия. Местный колорит мог создаваться не только декоративными деталями, но и характерными пропорциональными соотношениями частей, и материалами: так, в архитектуре Грузии и Армении была популярна отделка натуральным камнем. 

Новые жилые дома завода «Красный Октябрь». Сталинград
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер
Ленинский проспект. Москва
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер

Неоклассицизм

Победа во Второй мировой войне подтолкнула СССР к поиску новой идентичности. Разрушения памятников в ходе боевых действий заставили заново оценить отечественное наследие, включая архитектуру конца XVIII — начала XIX века, которая прежде не входила в число приемлемых источников для вдохновения. Для создания образа державы-победительницы как нельзя лучше подходил язык неоклассицизма: дворцы культуры, учебные заведения, санатории стали похожи на дворцы вельмож екатерининского или александровского времени.

Дворец труда. Сталинград. 1960-е
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер

Для послевоенной советской неоклассики характерна возросшая монументальность — в этом отношении архитектура СССР соревнуется с императорским Римом. Увеличивается в сравнении с довоенным и средний размер сооружений. Обильно используется скульптура, а в иных случаях, для придания большей торжественности, — двойной ряд колонн.

Дворец профсоюзов. Минск. 1960-е
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер
Вид на улицы Коммунистическая и Глинки. Смоленск. 1960-е
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер
Павильон «Северный Кавказ» на ВДНХ. Москва. 1960-е
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер

Павильоны метро и кинотеатры принимают облик античных храмов или открываются подобием триумфальных арок. Новые входы в Центральный парк культуры и отдыха имени Горького и на ВСХВ варьируют образ Бранденбургских ворот — памятника неоклассицизма конца XVIII века в центре побежденного Берлина. Молодые архитекторы штудируют теперь творения Росси, Бове, Кваренги. Кессоны на сводах, лавровые и цветочные гирлянды, композиции из знамен входят в стандартный репертуар декоративных элементов. Популярное название «сталинский ампир» вполне верно описывает архитектуру 1945-1955 годов.

Станция метро «Арбатская». Москва
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер
Центральный вход ВСХВ. Москва. 1960-е
Фото: Наум Грановский / Центр фотографии имени братьев Люмьер