Перейти к материалам
истории

«Он делал время, людей, отношения» В России вспоминают Эльдара Рязанова

Источник: Meduza
Фото: Юрий Самолыго / ТАСС

В Москве 29 ноября умер Эльдар Рязанов — режиссер, сценарист, драматург, автор более 30 картин, ставших классикой советского кинематографа. «Медуза» собрала высказывания актеров и журналистов о режиссере, обладавшем редким талантом и чувством юмором. 

Александр Тимофеевский 

журналист

Рязанова оплакивают в Москве, как в Копенгагене оплакивали Андерсена, а в Барселоне — Гауди. Подобно другим великим сказочникам, Рязанов обустроил тут пространство, в котором все живут — с той лишь разницей, что мир его возник 30, 40, 50 и 60 лет назад, а как раз в последние четверть века образовалась тут новая жизнь, к Рязанову уже имевшая опосредованное отношение. Жизнь эта выглядела вполне победоносной, манящей, не манящей, но, главное, реальной, и вдруг она вышла вон с какими-то ужасными гримасами. А рязановский фикшн живее всех живых — панельный, малогабаритный, сердечный, как ничто другое, одним ключом открывающий сразу все двери.

Марат Гельман

куратор, галерист

Про Рязанова. Столкнулся с тем, что невозможно ничего обьяснить. Ни иностранцам, ни людям другого поколения. То есть он оказался укоренен во времени и в пространстве. Просто неотъемлемая часть позднего СССР и без этого контекста неописуем.

Его популярность была невероятна. И думаю, как хорошо, что он не сумел ей распорядиться рационально. Не построил дом своего имени на Остоженке, не возглавил никакого фонда, собирающего мзду, и т. п. Зато как появится новая публичная фигура в России, первым делом определяешь, на кого из рязановских героев он похож. Земля пухом.

Андрей Плахов

кинокритик


Светлая память, соболезнования близким. Ушел из жизни Эльдар Рязанов. Но не ушел из нашей жизни, которую он сделал менее жестокой и безнадежной, более духовной и — last but not least — более веселой. Пока живы, будем это помнить.

Максим Андреев

журналист

Село Тропарево, церковь архангела Михаила, 1974, кадр из «Иронии судьбы». Эльдар Александрович жил на Юго-Западе, частенько бывал у нас дома (на улице 26 Бакинских комиссаров), очень дружил с мамой, дарил мне на дни рождения сначала игрушки, а на 18-летие — коньяк; и нашу церквушку, и дома Жени Лукашина и Нади Шевелевой снимал рядышком, в родном Тропарево (проспект Вернадского, 125 и 113 соответственно). В девяностые мы глупо поссорились, одно время даже не здоровались, это висело у меня на сердце тяжким грузом, но каждый раз, когда я проходил мимо родной церквушки, мне становилось легче. Как больно, милая, как странно. За расставаньем будет встреча.

Денис Драгунский

писатель 

Умер Эльдар Александрович Рязанов. Великий режиссер нашей эпохи. Даже нескольких эпох — пятидесятых, шестидесятых, семидесятых и так далее. Эйзенштейн когда-то сказал о Кулешове: «Мы делали кинокартины, он делал кинематограф». Рязанов на самом деле был еще мощнее — он делал время, людей, отношения, стиль существования. Я был с ним знаком довольно хорошо. Давно, правда. Помню его сорокалетнего, сильного, веселого, умного, доброго и бесконечно талантливого — это было в каждом его слове, в каждом жесте. Жаль, страшно жаль. Прощайте, дорогой Эльдар Александрович. 

Станислав Садальский

актер

Это был человек, который в отличие от многих не боялся говорить правду. Он говорил о Путине, Боге, о России… Сейчас большинство снимает только ради того, чтобы украсть деньги во время производства фильма, а Эльдар Александрович работал исключительно для зрителя. Например, он снимал кино про помойку, фильм «Небеса обетованные», а там все время звучали мотивы искренности, нежности, честности и благородства, что сейчас просто забыто. Как у нас всегда говорили — вперед, к Пушкину! А я сейчас буду говорить — вперед, к Рязанову!

Борис Берман

журналист

У каждого из нас своя Россия. Я жил в России Рязанова. Теперь он ушел. И этой России почти совсем не осталось. 

Антон Долин 

кинокритик

Думать могу, естественно, только о Рязанове. И все же, наверное, думают?

А посреди беспорядочных мыслей свербит одна. Извините, профессиональная. Вот Озон выдает около полусотни книг по запросу «Эльдар Рязанов». Там очень много изданий и переизданий его воспоминаний и рассказов о съемках кино — безусловно, потрясающе увлекательных. Есть биография. Много сценариев. Есть даже сборники анекдотов. Но где киноведческие исследования? Я нашел единственную книгу, 1989 года издания, 144 страницы, из которых многие — иллюстрации, автор Евгений Громов. Не маловато?

Где анализ его поразительных — совершенно ни на что не похожих — фильмов? Ведь не существует второй «Карнавальной ночи», второго «Берегись автомобиля», второго «Служебного романа», чего-то хотя бы отдаленно схожего с его гусарскими фильмами или «Небесами обетованными»…

Рязанов был самый советский режиссер — и самый несоветский. Комедиограф и трагик. При этом он не был Протеем, гораздым на все руки, его стиль и интонация опознавались моментально. Так где же путеводители по этим фильмам, где их разбор, где хотя бы попытки объяснить, о чем они и для кого? <…>

Светлана Немоляева

актриса

Это редкий талант, это талант, который не поддается объяснению. Эльдар Александрович владел им в полной мере. Для меня уход Эльдара Александровича — это очень личная утрата. Мы дружили семьями, и если меня попросят сказать, каким я помню Рязанова, то я вспоминаю его только с улыбкой. Мне кажется, что чувство юмора у него еще появилось до его рождения. Он обладал иронией, юмором, но очень добрыми. На него никогда нельзя было обижаться. Он ушел. Это большое горе, я сама не так давно пережила такую потерю и я искренне сочувствую и соболезную его жене Эмме.