Перейти к материалам
истории

Краудфандинг: ожидания и реальность Пять успешных кампаний с Kickstarter, которые в итоге провалились

Источник: Meduza
Кадр: Inventors Blueprint / YouTube

Холодильник на колесах, нанодрон с 5-мегапиксельной камерой для селфи, домашний 3D-принтер, игральные карты с изображением их владельца, а также компьютерная игра-шутер с ружьем, которое стреляет джаваскриптом, — иногда странным идеям с Kickstarter все же удается получить необходимое финансирование. Впрочем, даже это не гарантирует успех краудфандинговой кампании. «Медуза» рассказывает историю пяти продуктов, которые нашли свою аудиторию на Kickstarter, но потом все равно ее разочаровали. 

Холодильник на колесиках

Coolest Cooler
Кадр: Inventors Blueprint / YouTube

Цель: $50 тысяч

Сколько собрали: более $13 миллионов

Ожидания: В рекламном видео создатель переносного холодильника Coolest Райан Греппер изумлялся, что портативные холодильники, популярные среди любителей пикников, не меняли свой дизайн несколько десятков лет. «Я захотел создать холодильник, в котором будет столько классных функций, что он сам станет поводом выбраться на улицу и отлично провести время», — объяснял Греппер. В рекламе счастливые семьи сидели у реки с оранжевым холодильником на колесиках за 185 долларов, наслаждаясь природой и чудом прогресса. В Coolest Греппер попытался соединить все, что в принципе может понадобиться на пикнике. Помимо самого холодильника (с подсветкой) в ящике должен был быть блендер для смешивания напитков; водоустойчивая беспроводная колонка, способная воспроизводить музыку с телефона; два USB-слота для зарядки телефона; разделочная доска; открывашка; место для хранения ножей и одноразовой посуды.

Реальность: Кампания была запущена в июле 2014 года. Греппер обещал своим бэкерам (так на краудфандинговых платформах называют тех, кто жертвует деньги) доставку в феврале 2015 года. Сейчас создатель Coolest говорит, что последние поставки продукта участникам краудфандинговой кампании намечены на апрель 2016 года. Тем временем переносной холодильник поступил в продажу на Amazon, но за 499 долларов. Недовольные пользователи Kickstarter — и те, кто до сих пор не получил холодильник, и те, кто счел, что полученный продукт не оправдал ожиданий, — утопили водостойкий холодильник в море гневных комментариев.

Комментарий бэкера: «Я один из тысяч тех, кто поддержал продукт и с кого уже взяли деньги на Kickstarter. Как и другие, я все еще не получил холодильник. Сначала звучали приемлемые оправдания по поводу задержки, но теперь они почти смехотворны. Завод, который производит генераторы, бастует; запасные генераторы только что протестировали, и они не работают, поэтому их отправили другому производителю. Я думаю, большинство людей согласится, что в этом проекте никудышное управление».

Дрон, который фотографирует своего хозяина

Zano
Кадр: ZANO / YouTube

Цель: £125 тысяч (около $190 тысяч)

Сколько собрали: более £2 миллионов (более $3,5 миллиона)

Ожидания: Zano — это крошечный белый дрон, который помещается в ладони, умеет фотографировать и снимать видео в высоком разрешении. Дрон, обещали его создатели в ноябре 2014 года, будет управляться с телефона по беспроводной связи. Авторы Zano ставили себе цель создать продукт, которым смогут пользоваться люди, ранее никогда не управлявшие дронами. В проморолике генеральный директор компании Torquing Group Иван Ридман рассказывал вкрадчивым голосом с британским акцентом, что на борту нанодрона вместятся гироскоп, акселерометр, магнитометр, точный датчик давления воздуха, эхолот, GPS-сенсор, инфракрасный сенсор, позволяющий обходить преграды. Все это помимо маленького дисплея, микрофона, динамика и самой 5-мегапиксельной камеры. Другими словами, команда Ридмана хотела создать летающий фотоаппарат, который требует минимум управления.

Реальность: Компания Torquing Group обещала доставку дронов в июне 2015 года. В ноябре, после нескольких сообщений о задержках с поставками, Torquing Group приняла решение ликвидироваться. Ридман ушел из компании, сославшись на «проблемы со здоровьем и непримиримые разногласия». В медиа, которые, кстати, охотно поддерживали проект в период краудфандинговой кампании, вышли тексты с ядовитыми заголовками вроде «Дрон Zano так и не взлетел». Вернут ли пользователям Kickstarter деньги, пока неясно. Некоторые бэкеры считают себя жертвами мошенничества.

Комментарий бэкера: «Искренне надеюсь, что каждый из членов совета директоров получит по уголовному делу».

Домашний 3D-принтер

Домашний 3D-принтер Buccaneer
Кадр: PIRATE3D / YouTube

Цель: $100 тысяч

Сколько собрали: около $1,5 миллиона

Ожидания: В мае 2013 года группа фанатов 3D-печати пообещала создать дешевый и простой в управлении домашний 3D-принтер Buccaneer. Кроме того, в сингапурской компании придумали программу, которая делала создание моделей для 3D-принтера интуитивно понятным. Модели можно как создавать самому, так и брать их у других участников сообщества, которое вырастет вокруг Buccaneer, рассказывали авторы проекта. 3D-принтеры за 397 долларов захотели купить три тысячи человек.

Реальность: Поставки 3D-принтеров планировались на февраль 2014 года. В октябре 2015 года один из создателей 3D-принтера Брендан Го сообщил, что устройства по-прежнему не получили 60 процентов бэкеров и теперь уже вряд ли получат. В компании Pirate3D все еще работают над созданием домашних 3D-принтеров и делают попытки привлечь новые деньги, однако потенциальные инвесторы требуют направлять средства на текущую деятельность, а не на погашение задолженности, рассказал Го. Причина, по которой так и не удалось осуществить проект, — завышенные ожидания авторов идеи Buccaneer. После нескольких месяцев работы над созданием домашних 3D-принтеров Го и его партнеры признали, что для реализации их задумки собранных денег не хватит.

Комментарий бэкера: «А что, люди до сих пор всерьез просят вернуть им деньги? Не то что бы кто-то не заслуживал возмещения убытков… Просто компания фактически прекратила существование, и они никогда не отправят принтеры всем бэкерам. Они разорены!!! Их сотрудники уволились, потому что кончились деньги. Они не отвечают на имейлы и на звонки. Любой, кто думает, что они создадут совершенно новый принтер без сотрудников, без денег, без поддержки в 3D-сообществе, а затем забьют на все расходы по производству и доставке, чтобы отправить принтеры своим кикстартерам <…>, — вы просто мечтатели. Pirate3D не сделала ничего, чтобы доказать, что они заслуживают доверия».

Обычные игральные карты

Цель: $15 тысяч

Сколько собрали: $25 тысяч

Ожидания: В сентябре 2012 года андеграундный художник из Сербии Милан С., обладающий «мрачным и извращенным умом», обещал выпустить новую колоду карт. В отличие от многих других проектов с Kickstarter, колоду Asylum не планировалось оснащать вайфаем, USB-слотом и многочисленными сенсорами (впрочем, пользователям платформы и здесь пообещали «инновационный дизайн» и «предельную функциональность»). Желающим всего лишь предлагали прислать свою фотографию и получить от художника колоду со своим изображением на одной из карт.

Реальность: Проект закончился через три года в суде штата Вашингтон в США. Суд обязал компанию выплатить почти 55 тысяч долларов, которые должны были возместить убытки бэкерам и покрыть судебные издержки. По иронии, как раз к этому моменту компания начала отправлять карточные колоды тем, кто когда-то поддержал проект. Некоторые пользователи Kickstarter уже успели забыть, что они заказывали карты со своим изображением; другие сменили адрес и теперь гадают, не пришли ли их карты туда, где они жили в 2012 году.

Комментарий бэкера: «Ну так что, кто-нибудь еще собирается обратиться к прокурору своего штата, чтобы засудить этого парня? Кажется, он потерял недостаточно денег <…>».

Компьютерная игра для обучения программированию

Code Hero
Кадр: codeh3roʼs channel / YouTube

Цель: $100 тысяч

Сколько собрали: более $170 тысяч

Ожидания: В феврале 2012 года пятеро ребят из Сан-Франциско обещали написать игру Code Hero, которая научила бы людей программировать. Пользователям предлагалось направлять на цели кодовое ружье, которое «стреляет джаваскриптом на движке unity». «Вы выучите все, что вы бы узнали из книг или от преподавателя, но [вы будете учиться] без давления», — объяснял в проморолике идеолог проекта Алекс Пик, субтильный гик, одетый в белый халат. Проект поддержали почти 7,5 тысяч человек, причем двое бэкеров дали Code Hero по 10 тысяч долларов (впрочем, возможно, эти взносы сделали сами члены команды — узнать это невозможно, поскольку Kickstarter не раскрывает третьим лицам размеры платежей).

Реальность: Спустя год авторы игры выпустили бета-версию, а затем просто исчезли. В апреле 2014 года координатор Code Hero (его имя на странице кампании не указано) сообщил, что он покидает проект. Ответственным за дальнейшие обновления страницы назначили Алекса Пика, однако ни одного сообщения там с тех пор так и не появилось. В начале ноября на сайте компании Primer Labs была опубликована новость о том, что Code Hero возвращается: разработчики переехали в новый офис и продолжают кодить. Однако бэкеры все же думают подать на создателей Code Hero в суд за мошенничество.

Комментарий бэкера: «Разумеется, они провалились. Я думаю, что надо додавить Алекса и заставить его рассказать об этом… Я хочу видеть полный, честный и жесткий анализ причин, почему этот проект не удался, с подробным объяснением, что именно пошло не так».

Ольга Кузьменкова