Перейти к материалам
истории

Артдокфест. Можно я просто буду Фильм о водителе автобуса и пародисте, которые пытаются создать семью

Источник: Meduza
Кадр: «Можно я просто буду?»

В Москве и Петербурге в декабре 2015 года пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». Часть фильмов из конкурсной программы будет показана в октябре в Риге. За десять недель, оставшихся до начала киносмотра в России, «Медуза» покажет трейлеры 21 фильма из конкурса, а также пятнадцати картин из параллельных программ — их выберет президент фестиваля Виталий Манский. Кроме того, режиссер-документалист сам расскажет о каждом фильме. Трейлеры будут выходить по вторникам, четвергам и субботам. Первая картина, которую представляет «Медуза», — фильм режиссера Матвея Трошинкина «Можно я просто буду?» Внимание: в ролике звучит нецензурная лексика.

Виталий Манский 

Режиссер, президент фестиваля «Артдокфест»

Когда я смотрю фильм и принимаю решение, буду ли я за него голосовать как за фильм конкурсной программы, меня интересуют три основные составляющие. Первое обязательно условие — чтобы фильм меня по-настоящему взволновал, чтобы он меня взбудоражил, возмутил, чтобы он не оставил меня равнодушным. Второе — чтобы он был сделан очень небанально по профессии, чтобы как можно больше был приближен к искусству документального кино. И третье заключается в том, что я голосую за тот фильм, кому бы я лично, будучи председателем жюри, отдал гран-при. Моя точка зрения, что в конкурсе должны быть только картины, имеющие шанс получить гран-при.  

Иной раз бывают очень сильные фильмы, яркие, может быть, даже совершенные, но я чувствую, что у этой картины нет шансов на главный приз — и тогда я буду обязательно голосовать за то, чтобы она была на «Артдокфесте», но в какой-то внеконкурсной программе. 

«Артдокфест» от многих фестивалей отличается тем, что мы вручаем только три приза, — на других фестивалях есть еще призы «от газеты», «от критики» и так далее. У нас этого нет, поэтому у нас очень напряженная работа жюри и очень жесткая конкуренция. В последние дни, когда жюри начинает выносить свой вердикт, у меня сердце просто колотится, потому что я искренне переживаю за каждый фильм.

У нас непростой конкурс — это должна быть либо российская картина, снятая на любом языке мира, либо зарубежная, снятая на русском языке. Сложный регламент, но он позволяет нам собрать сильную документальную программу. Кстати, кинематографисты, живущие за пределами России, смотрят на нее более спокойно, менее ангажированно, может быть, это более трезвый, свободный взгляд.

Виталий Манский
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС / Corbis / Vida Press

И еще, конечно, я не могу не отметить одно обстоятельство. Так получается, что чем хуже ситуация в России и в мире, тем ярче программа и тем выше интерес к нашим фильмам. Чем отвратительнее телевизионные каналы представляют страну и мир, тем охотнее аудитория поднимается и идет декабрьским морозным вечером в кинотеатр «Горизонт», платит деньги за билет и смотрит документальное кино. Профессиональная аудитория «Артдокфеста» составляет примерно 5% от общей аудитории, то есть к нам приходят люди, для которых жизненно важно познакомиться с другими точками зрения. 

Тенденция — такая штука, существование которой каждый художник, и я в том числе, будет оспаривать. Он-то знает, что его индивидуальная идея уникальна и пришла к нему напрямую из космоса. Но когда ты отсматриваешь такой объем, то можешь увидеть, что, например, сейчас в российском кино существует тенденция разочарования, растерянности и страха. Учитывая, что фильм делается около года, то сегодня, в этой точке, мы смотрим картины, которые задумывались в 2014 году, — там страх и растерянность, желание уйти от прямо поставленных вопросов. 

Я даже чувствую какой-то намечающийся ренессанс поэтического документального кино, которое властвовало в 60-70-е годы в Советском Союзе, когда были «Замки на песке», «Взгляните на лицо», «На десять минут старше». Это взгляд на лирическую сторону жизни, некие философские художественные обобщения, что рождало, между прочим, великое кино. Но мы не знаем ни одной картины советского периода о людях, эмигрировавших из страны, не было фильмов, например, о Сахарове или Солженицыне — никто даже не мыслил снимать такое кино. Тем ценнее фильмы, которые мы нашли и показываем сейчас. И я хотел бы вам их представить. 

«Можно я просто буду?», режиссер Матвей Трошинкин, производство Фонд этногеографических исследований, Россия, 2015
Артдокфест, 2015

Фильм Матвея Трошинкина с непростым названием «Можно я просто буду?» — это прямая цитата из диалога героев фильма, которая звучит ближе к концу картины. Откровенно говоря, эта сцена произвела на меня впечатление, похожее на эффект от первого просмотра «Ночей Кабирии», когда Джульетта Мазина идет обманутая, плачущая. 

Это история двух одиноких людей, которых столкнула жизнь, объединила в семейную пару, живущую в агрессивной Москве. Один — молодой человек, мечтающий о карьере артиста, вынужден выступать с пародиями на корпоративах самого дешевого пошиба и изображать своих кумиров — даже не кумиров, а тех, кем он хотел бы быть. По фильму понятно, что он хотел бы быть звездой, звездой-Киркоровым, звездой-Басковым, звездой-Веркой Сердючкой. Но корпоративы не могут предложить достаточную цену для него — он, например, выступает в больнице имени Кащенко. 

Своего партнера — казалось бы, кто бы мог быть партнером у начинающей звезды? — он нашел в публике, это водитель московского автобуса. Две разные, в чем-то ущемленные и поэтому трогательные души, соединившиеся то ли на мгновение, то ли на всю жизнь, хотят и пытаются выстроить свое бесконечно длинное бытие, потому что они сейчас еще очень молоды. И один другому говорит: «Можно я просто буду?» 

Это очень трогательное кино. Возможно, толерантной аудитории оно скажет меньше, чем другим; тех, кто предлагает «сжигать в печах», мы не приглашаем; а вот тех, у кого есть вопросы, у кого только формируется отношение, я бы пригласил посмотреть этот фильм — может быть, они найдут в нем что-то для своего личного понимания.

P. S. Фестиваль «Артдокфест» пройдет в Москве и Санкт-Петербурге 8-16 декабря 2015 года. Восемь фильмов из конкурсной программы будут показаны в Риге 15-25 октября в рамках Рижского международного кинофестиваля. 

Все трейлеры фильмов с «Артдокфеста» можно увидеть здесь.

Мы не сдаемся Потому что вы с нами

Реклама