Перейти к материалам
истории

«Я стал меньше бояться оркестров» Интервью гитариста Radiohead Джонни Гринвуда

Источник: Meduza
Фото: David Wolff-Patrick / WireImage / Getty Images

В Москве 15 октября впервые выступит Джонни Гринвуд, гитарист Radiohead и автор саундтреков к трем фильмам Пола Томаса Андерсона. Незадолго до концерта в российской столице Гринвуд письменно ответил на вопросы журналиста «Медузы» Павла Борисова, рассказав, как он начал работать с Андерсоном, и что прямо сейчас происходит в студии Radiohead.

Джонни Гринвуд — один из самых талантливых и интересных гитаристов современности: манеру игры Гринвуда уже разбирают на уроках в английских музыкальных колледжах (хотя музыканту чуть больше сорока), а его эксперименты со звуком повлияли не на одну сотню инди-групп. При этом Гринвуд никогда не ограничивал себя только гитарой — он во многом отвечает за электронную сторону в Radiohead, а еще является штатным программистом в группе и разрабатывает музыкальные приложения на языке Max.

Cольное творчество Гринвуда разительно отличается от того, что делает одна из важнейших современных групп. Гринвуд — единственный участник Radiohead с музыкальным образованием — пишет современную академическую музыку, смешивая ее с авангардной электроникой. Саундтрек к фильму Андерсона «Нефть» так и вовсе мог бы получить «Оскар», если бы не правила Киноакадемии, запрещающие номинировать звуковые дорожки с уже изданными треками. 

Jonny Greenwood & LCO Boiler Room Manchester Live Performance
Boiler Room

— В Москве вы будете выступать с Лондонским оркестром современной музыки. Как вы вышли на них и какую программу вы представите в Москве?

— Я начал ходить на все концерты этого оркестра в Лондоне. В конце концов, они стали исполнять и записывать музыку для фильмов, которую я под них сочинил. На выступлении мы сыграем что-то из саундтреков и какие-то вещи, которые написаны только для исполнения вживую и никогда не записывались. Помимо этого мы исполняем произведения известных композиторов, таких как Оливье Мессиан, Стивен Райх, а также более современных — как Майкл Гордон.

— Вы никогда не были в России сольно или как музыкант Radiohead, чего вы ожидаете от поездки?

— Даже не представляю. Я слышал, что российская публика интересуется современной академической музыкой, и что русские не стесняются выражать одобрение или недовольство на концертах, так что, думаю, увидим вместе, как все будет.

— Вместе с Лондонским оркестром современной музыки вы работали над саундтреком к фильму Пола Томаса Андерсона «Мастер», и это был второй раз, когда вы писали музыку для его фильмов. В прошлом году вышел «Врожденный порок», третий фильм Андерсона с вашим саундтреком. Как вы начали работать вместе?

— Все началось с фильма «Нефть» — Пол нашел запись концерта с одним из моих классических произведений и подставил ее под фильм. Получилось очень удачно, и он попросил меня написать еще музыки. Я очень счастлив, что он продолжает просить.

— То, что вы делаете в Radiohead, сильно отличается от ваших сольных работ, особенно последних. Влияет ли ваше сольное творчество на Radiohead — и наоборот? К примеру, некоторые ритмические рисунки из композиции «Trench» в саундтреке к «Bodysong» звучат как что-то с альбома «Amnesiac».

— Я стал меньше бояться оркестров и теперь понимаю немного лучше, как струнные оркестры (по крайней мере они) могут звучать. Медные и деревянные духовые — по-прежнему загадка для меня. Но я надеюсь добавить Radiohead больше оркестрового звучания. Полная комната струнных (или любой другой оркестр) — это очень сложный механизм, куда более непредсказуемый и странный, чем результат работы любой музыкальной программы, и два динамика не в состоянии сравниться с этим или точно передать.

Джонни Гринвуд во время выступления с Лондонским оркестром современной музыки
Фото: Edu Hawkins / Redferns / Getty Images

— Вы слушаете других кинокомпозиторов?

— Не особо. По крайней мере, не отдельно от фильмов. Большинство саундтреков сейчас очень хороши, но у музыки нет возможности раскрыться. Очень редко смотришь фильм и думаешь, что музыка плохая — чаще хочешь сделать ее погромче. Поэтому я счастлив писать для Пола — он работает с музыкой с большим энтузиазмом и раскрепощенностью. Сказав это, подумал, что слушаю много работ Бернарда Херманна, величайшего автора музыки для кино, и я люблю саундтрек Джерри Голдсмита для «Чужого».

— Обращаете ли вы особое внимание на музыку, когда смотрите фильм?

— Теперь — да, конечно. Есть много клише: тот же самый ухающий звук барабана, который как будто обязан появиться в каждом фильме, то же самое пиццикато для того, чтобы указать на что-то смешное — но в основном в любом фильме сейчас интересная музыка. Когда вокруг так много отличных композиторов, легко наткнуться на выдающийся саундтрек.

— Каким будет ваш следующий альбом? Вы никогда не думали выпустить что-то песенное, типа сольных работ бывшего гитариста Red Hot Chili Peppers Джона Фрушанте?

— Нет, я делаю только музыку для кино и пишу для живых концертов. Как человек, работающий в основном с записью, я очень увлекся идеей сочинения музыки только для живых исполнений, которая потом никогда не будет записана. Должно быть, это очень старомодный подход, но для меня он очень современный.

— И немного о Radiohead — похоже, весь мир ждет вашего нового альбома. Чего ожидать и что вдохновляет вас сейчас?

— Обычная мешанина влияний. Я отвечаю на эти вопросы прямо из студии, все идет нормально. Есть хорошие песни, нужно только придумать аранжировки — и записать их так, как они того заслуживают. Это всегда замедляет работу. Забавно, для большинства групп запись — это легко, а песни даются трудно; мы же зачастую — полная противоположность. 

Павел Борисов

Рига