Перейти к материалам
спецпроект

Игровая механика Как в кризис настольные игры становятся успешным бизнесом

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС / Vida Press

Шахматная доска в «интеллектуальном» заведении давно обязательный атрибут, но сейчас во многих кафе рядом с ней на полке лежит и несколько более современных настольных игр — обычно «Скрэббл», «Каркассон» или «Уно». На взрослых людей, с увлечением расставляющих брутальные фигурки из Warhammer 40000 или проводящих несколько часов к ряду за «Колонизаторами», кажется, почти перестали косо смотреть, а на домашних вечеринках всё чаще вместо очередной бутылки вина достают новую коробку с игрой.

Процесс превращения настольных игр из детского досуга и маргинального развлечения для «ботаников» и кидалтов в России начался недавно, но за рубежом это огромный и быстро развивающийся рынок. Только в США и Канаде продажи настольных игр за 2014 год составили 880 млн долларов — на 20% больше, чем в прошлом. Популярные игры вроде «Манчкина» ежегодно выпускаются тиражами более 100 тысяч экземпляров.

Популярность настольных игр когда-то упала с появлением доступных игровых компьютеров и приставок, но сейчас она снова растёт, и это легко объясняется — люди устают от электронных развлечений и социальных сетей и ищут им альтернативу, которая позволяет общаться вживую. Выбор игр огромен: от быстрого развлечения на вечеринке в компании не совсем трезвых друзей до многочасового погружения в сложную стратегию.

В России развитие рынка настольных игр задержалось. В 30-х годах о появлении капиталистической «Монополии» не могло быть и речи. Потом были сложности с локализацией. Некоторые игры легко поддаются переводу, например, российский клон «Монополии» — «Менеджер» — появился ещё в 1988 году, но многие хиты, тот же «Манчкин», требуют серьезной адаптации для русского языка. 

К тому же, купив права на издание игры в России, нужно ещё найти место, где её произвести. Некоторые игры с обилием деталей требуют непростой логистики с участием нескольких субподрядчиков.

Фото: Hobby World

Но даже решив производственные проблемы, издатели всё ещё сталкиваются с непониманием со стороны покупателей. Нужно самому поиграть, чтобы убедиться, что настольные игры — не развлечение для детей. Поэтому самым эффективным методом рекламы остается сарафанное радио. Помогают и кафе, в которых настольные игры часто лежат в свободном доступе для посетителей — увидев, как играют другие, человек рано или поздно может заинтересоваться сам.

Как ни странно, но экономический кризис может оказаться производителям настольных игр даже на руку. Люди начинают меньше тратить на развлечения вроде баров, кино и боулинга, больше времени проводить с семьей и встречаться с друзьями в домашней обстановке — и тут настольные игры приходятся кстати. Для шумной компании подойдет что-нибудь вроде «Находки для шпиона», во время которой игроки задают друг другу вопросы и вживаются в роли, но при этом не нужно долго разбираться в правилах и раскладывать игровое поле. Для любителей мистики — «Ужас Аркхэма» по мотивам произведений Лавкрафта. Эта игра, наоборот, для тех, кто любит посидеть за столом основательно: в комплект входит большое игровое поле, карты, фишки и сотни жетонов, игра занимает несколько часов, а правила — 25 страниц. Любителям экономических стратегий может прийтись по душе японский ответ основательно надоевшей «Монополии». В «Мачи Коро» игроки на стартовый капитал покупают здания, которые в свою очередь, приносят прибыль — если повезет с броском кубика.

Несмотря на сложности, рынок настольных игры в России всё же активно развивается. В 2013 году (более нового исследования пока не появилось) рынок составил 4.5 млрд рублей, при этом работают около двух десятков издателей, некоторые из которых имеют собственные сети распространения, и количество новых магазинов постоянно растет. «На сегодняшний день настольные игры продолжают активно завоевывать популярность. Производство игр увеличилось в два раза по сравнению с прошлым годом», — отмечает генеральный директор игрового издательства Hobby World Михаил Акулов. Некоторые отечественные издатели даже успешно выводят российские игры на зарубежный рынок, при том что там нет в этой сфере никакого дефицита нет. Та же «Находка для шпиона» переведена на 25 языков, и за этот год напечатана тиражом более 100 тысяч экземпляров только для Европы и США, а издана ещё в Китае и Японии. Начав с попытки отвлечь детей от компьютерных игр, разнообразить домашнюю вечеринку или найти альтернативу подорожавшим развлечениям, все больше людей начинают активно интересоваться настольными играми. И если ситуация с такими играми в России будет следовать, пусть и с задержкой, западной схеме, то рынок будет только расти — несмотря на кризис. Хороший досуг ценится всегда.