Пять сыщиков и много-много убийств Новые детективы — в обзоре Галины Юзефович
Литературный критик Галина Юзефович рассказывает на «Медузе» о самых интересных книжных новинках, изданных в России. В нынешнем обзоре — пять достойных детективов: «Активист. Теодор Бун расследует» Джона Гришэма, «Зажмурься покрепче» Джона Вердона, «Тайна голубиного пирога» Джулии Стюарт, «Сумерки зимы» Дэвида Марка, «Человек с острова Льюис» Питера Мэя.
Джон Вердон. Зажмурься покрепче. М.: Corpus, 2015
Сыщик: Дэйв Гурни, детектив в отставке, тяжело переживающий кризис идентичности, разлад с любимой женой и гибель маленького сына.
Сюжет: Странная свадьба (талантливый психиатр, директор элитной школы для «особых» девочек, женится на собственной юной выпускнице) заканчивается еще более странным и трагическим образом. Невеста заходит в домик садовника, и через пятнадцать минут жених находит ее там — обезглавленную. Все подозрения падают на садовника-мексиканца, издавна не долюбливавшего невесту, но того и след простыл. Следствие заходит в тупик, и чтобы сдвинуть его с мертвой точки, безутешная мать убитой девушки нанимает Дэйва Гурни. Параллельно сражаясь с собственными демонами, тот довольно быстро приходит к выводу, что убийство невесты под объективами десятков телекамер и на глазах у сотен гостей — не более, чем верхушка айсберга. То, что поначалу кажется ужасным, но единичным происшествием, оказывается частицей огромного чудовищного плана, в центре которого — маньяк, распознать его под добропорядочной личиной не под силу даже самому внимательному наблюдателю.
Достоинства: Роман Джона Вердона обладает внутренним простором — героя бросает из мира миллионеров в мир «белого мусора» с остановкой в мире современного искусства (все три описаны убедительно и со знанием дела). Второстепенные герои, бесконечно путающиеся под ногами у следствия, крайне выразительны и колоритны, а созданная вокруг сыщика плотная, удушающая атмосфера с явным привкусом ночного кошмара заставит читателя вспомнить лучшие вещи Ю Несбе.
Недостатки: Большая часть ружей, любовно развешанных автором по стенам, так никогда и не выстрелит, убийцей окажется именно тот человек, которого вы заподозрите в первую очередь, а душевные муки сыщика при ближайшем рассмотрении покажутся несколько преувеличенными и неоправданными. Впрочем, все читательское разочарование укладывается в последние двадцать страниц, а до этого от книжки Джона Вердона сложно оторваться.
Джулия Стюарт. Тайна голубиного пирога. СПб.: Азбука, 2015
Сыщик: Принцесса Александрина по прозвищу Минк, красивая и эксцентричная молодая дочь индийского махараджи и лучшая женщина-стрелок на Британских островах, временно попавшая в стесненные финансовые обстоятельства.
Сюжет: После смерти своего расточительного и харизматичного отца-махараджи Минк обнаруживает, что осталась на мели. Ей приходится распродать все отцовское имущество —даже особняк в центре Лондона, и по настойчивому приглашению королевы Виктории переехать в Хэмптон-Корт — бывший королевский дворец, а ныне «кладбище надежд», обиталище призраков и место почетной ссылки обедневших пожилых аристократок. Огненный темперамент Минк мало подходит для подобного места, и она пытается по мере сил внести оживление в унылую атмосферу Хэмптон-Корта, однако первое же из организованных при ее участии увеселений — веселый пикник — заканчивается убийством. Один из гостей отравлен мышьяком, и главный подозреваемый — любимая горничная принцессы индианка Пуки, единственный близкий человек, оставшийся у девушки. Для того, чтобы спасти Пуки, Минк придется взять расследование в свои руки — вовсе не такие хрупкие, как может показаться на первый взгляд.
Достоинства: Джулия Стюарт всем сердцем любит викторианский мир, который в ее исполнении строго соответствует читательским ожиданиям: уют и комфорт в нем соседствуют с призраками и загадками, нелепости и чудачества мирно уживаются с безупречными манерами, а в любой критической ситуации герои пьют чай с молоком. Немного предсказуемо, но очень, очень мило и остроумно.
Недостатки в данном случае являются продолжением достоинств: поиск убийцы интересует автора несколько меньше, чем фасоны шляпок, сквозняки в старинном особняке или отношения между «белым человеком» и жителями колоний. Поэтому не стоит раздражаться, если расследование на пару десятков страниц завязнет в описании розария — в подобной старомодной неспешности тоже есть свое очарование.
Джон Гришэм. Активист. Теодор Бун расследует. М.: АСТ, 2015
Сыщик: Тринадцатилетний американский пионер-герой Теодор Бун, сын юристов и сам в будущем юрист, неутомимый борец за гражданские права и свободы.
Сюжет: В родном городке Теодора Страттенберге творятся странные дела. Городской бюджет урезается, любимый учитель Теодора остался без работы, а семья лучшего друга вот-вот лишится родового гнезда — и все это ради строительства скоростного шоссе, которое, по мнению родителей Теодора, не нужно никому, кроме местных толстосумов, пролоббировавших проект. Разумеется, пионер-герой не может остаться в стороне от такой вопиющей несправедливости и вместе с друзьями храбро отправляется на поиски юридически корректных способов воспрепятствовать беззаконию. Однако люди, стоящие за проектом, не готовы смириться с потерей возможных барышей, поэтому очень скоро противостояние Теодора и городских воротил из чисто юридической плоскости переходит во вполне практическую — и чертовски опасную.
Достоинства: Как всегда у Гришэма, детективная канва является своего рода оберткой для юридического ликбеза. В максимально доходчивой форме он буквально на пальцах растолковывает читателю тонкости римского права и американского законодательства, а также деликатные особенности их применения.
Недостатки: Российский издатель умалчивает о том, что «Активист» рассчитан вовсе не на взрослых, а на умненьких подростков. Сюжет сам по себе способен заинтересовать читателя любого возраста, однако если вам перевалило за двадцать, многие подробности могут показаться утомительными и избыточными.
Дэвид Марк. Сумерки зимы. М.: Фантом-Пресс, 2015
Сыщик: Эктор Макэвой, «маленький человек в большом теле», рыжий громила-полицейский с репутацией канцелярской крысы, до смешного влюбленный в свою жену и пытающийся маскировать неуверенность в себе дорогими шмотками — впрочем, без особого успеха.
Сюжет: Отправившись за подарками к Рождеству, Эктор Макэвой становится свидетелем жуткого убийства — темнокожая девочка-подросток зарублена на паперти главного городского собора. Однако не успевает герой сосредоточиться на этом деле, как начальство спускает ему новое поручение: он должен сообщить пожилой даме о том, что ее родной брат — бывший моряк, сорок лет назад чудом выживший в кораблекрушении, найден мертвым в шлюпке в океане, прямо возле места давнишней трагедии. Ну, и наконец, третьим в этом причудливом списке смертей становится заживо сгоревший в канун Рождества пьянчуга. Все три истории, вроде бы, никак не связаны между собой, однако довольно скоро Макэвой начинает чувствовать, что в них есть нечто общее. И все вместе они странным образом отсылают к сюжету в прошлом, в свое время едва не стоившему жизни самому Эктору и, как он сам полагает, навсегда отбившему у него охоту геройствовать на службе.
Достоинства: Успех детективного романа едва ли не на половину зависит от фигуры сыщика. И тут Дэвид Марк оказывается на должной высоте: его Эктор Макэвой выглядит одновременно трогательным, уязвимым, сильным, нервным и недотепистым. Каждая его черта неслучайна, и все вместе они складываются в образ поразительного обаяния и целостности. Более, чем достойный герой для масштабного детективного цикла.
Недостатки: Автор до последнего пытается сохранить интригу, не сводя воедино три сюжетные линии романа, а когда все же берется за это дело, оказывается, что роман уже почти закончен и вообще пора сворачиваться. В результате долгожданная развязка оборачивается скомканной скороговоркой, и многие детали читателю приходится додумывать самому.
Питер Мэй. Человек с острова Льюис. М.: Corpus, 2015
Сыщик: Трудно отделаться от впечатления — то ли Питер Мэй списывал у Джона Вердона, то ли наоборот. Главный герой «Человека с острова Льюис» — детектив со святой для каждого российского телезрителя фамилией Маклауд — полицейский в отставке. Как и Дэйв Гурни из «Зажмурься покрепче», он погружен в кризис идентичности. Кроме того, он тоже страдает от разлада с женой (впрочем, не слишком любимой) и болезненно переживает недавнюю смерть маленького сына, погибшего (в точности как сын Гурни) под колесами автомобиля. Впрочем, есть и разница: в отличие от стопроцентного американца Гурни, Дин Маклауд — истинный шотландец, выходец с острова Льюис, одного из островов Гебридского архипелага. Именно туда он возвращается после увольнения из полиции в надежде разобраться с собой и своим будущим. Как принято говорить в таких случаях, «ха-ха-ха».
Сюжет: В торфяных болотах на побережье острова Льюис найдено тело юноши. «Торфяные люди» (так на языке археологов называют подобные находки) способны сохраняться в толще земли тысячелетиями, практически не меняя облика, однако на сей раз юноша погиб сравнительно недавно — не более пятидесяти лет назад, и его тело хранит следы жестокого убийства. Анализ ДНК указывает на родство жертвы с одним из островитян — старым маразматиком-фермером, а по совместительству отцом девушки, в которую Дин Маклауд был влюблен в юности. Надо ли уточнять, что при таких обстоятельствах затеянный Маклаудом ремонт родительского дома придется немного отложить ради поиска правды.
Достоинства: «Островной» детектив — одна из самых привлекательных форм герметического детектива, особенно когда речь идет о таком экзотическом и малолюдном уголке, как Гебридские острова. Все подозреваемые известны заранее, деваться им особо некуда, и все вместе это создает идеальные условия для демонстрации авторских навыков интригостроения.
Недостатки: Увлекшись воссозданием островного колорита (и впрямь крайне самобытного) и описанием сложных отношений между его обитателями, Питер Мэй временами словно бы забывает о собственно детективной линии. И хотя в финале все концы сходятся с концами, есть ощущение, что некоторыми сюжетными полостями можно было бы без особого ущерба пожертвовать. Впрочем, если сразу настроится на то, что «Человек с острова Льюис» — не столько детектив, сколько мрачноватая семейная сага с элементами страноведения, эти пробуксовки будут раздражать куда меньше.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!