Перейти к материалам
истории

Оптимальная высота Крестителя Андрей Козенко посмотрел на глиняный прототип 25-метрового памятника князю Владимиру

Источник: Meduza
Фото: Максим Блинов / РИА Новости / Scanpix

Российское военно-историческое общество, выступившее инициатором установки на Воробьевых горах 25-метрового памятника князю Владимиру, впервые показало скульптуру журналистам. Князь пока существует в виде двух частей 13-метровой глиняной статуи-прообраза. Монумент почти готов, его ждет формовка, литье в бронзе и установка рядом со смотровой площадкой МГУ. Против памятника собрано уже почти 50 тысяч подписей; с возмущенным открытым письмом выступили и сотрудники Московского университета. Однако представителей военно-исторического общества — равно как и скульптора Салавата Щербакова — общественное сопротивление не останавливает. По их словам, если бы они собирали подписи за установку памятника, «они исчислялись бы миллионами». Теперь главный вопрос — устоит ли скульптура на подверженном оползневым процессам склоне Воробьевых гор. Специальный корреспондент «Медузы» Андрей Козенко побывал в мастерской скульптора и своими глазами увидел глиняный прототип 25-метрового памятника. 

Этот двор на улице Профсоюзной в Москве мог бы быть похож на обычную территорию какого-нибудь промышленного предприятия, если бы не стоящие вдоль стен статуи, бюсты и памятники. Вот две головы Владимира Ленина. У одного Ленина лысина покрыта какой-то гарью, и черты лица тоньше, чем у реального исторического персонажа — из-за этого он похож на бандита Промокашку из фильма «Место встречи изменить нельзя». Второй Ленин почище, и черты лица у него поблагороднее; можно сказать, княжеского происхождения. На лавке в углу двора один за другим — бюсты четырех разных патриархов в компании головы какого-то красноармейского командира в буденовке. Имеется скульптура неясного пола и рода занятий, в человеческий рост, зато ярко-красная. Еще тут есть ростовой памятник женщины, очень похожей на защитницу Химкинского леса Евгению Чирикову.

Рядом со входом в огромный цех стоит постамент. На нем некий юноша на коне сражается с орлами. Одного он убил, два других его атакуют; он одновременно пригибается и пытается достать их копьем. «А это вообще кто?» — спросил я у вышедшего на перекур рабочего-скульптора. «А хер его знает, — отвечал он. — Победоносец какой-то. Его еще в 2002 году изваяли для какого-то города. Только заказчик умер, а власти из бюджета платить не захотели. Вот и мается тут».

Экскурсию для журналистов в этот цех, принадлежащий государственному музейно-выставочному центру «РосИЗО», организовало Российское военно-историческое общество. Журналисты приехали на двух микроавтобусах с табличками «школьная экскурсия». В 2014 году общество стало инициатором установки на Воробьевых горах памятника святому князю Владимиру — крестителю Руси. Председатель общества — министр культуры Владимир Мединский, в попечительском совете — вице-премьер Дмитрий Рогозин, министр обороны Сергей Шойгу, глава МВД Владимир Колокольцев и министр образования Дмитрий Ливанов, бизнесмены Виктор Вексельберг и Александр Евтушенков. И еще многие другие статусные чиновники, генералы и предприниматели. В уставе общества сказано, что оно создано для «консолидации сил государства и общества в изучении военно-исторического прошлого России», воспитания патриотизма, поднятия престижа военной службы и для сохранения объектов военно-исторического и культурного наследия.

Рисунок памятника
Фото: dar.rvio.org

Общество довольно быстро раздобыло постановление правительства России о выделении земли под памятник Владимиру рядом с МГУ — и приступило к сбору средств. Памятник, по замыслу, должен быть создан исключительно на народные пожертвования. Собрано пока 20 миллионов рублей при общем бюджете в 100 миллионов. Заместитель исполнительного директора военно-исторического общества Владислав Кононов сказал мне, что проблем с тем, чтобы собрать остальную часть, по его мнению, нет. «Люди и по 50 рублей несут, и по сто, и по тысяче, — говорит он. — Конечно, есть и крупные жертвователи, но они не хотят афишировать свои имена».

Кононов и победитель конкурса на лучший памятник — известный скульптор Салават Щербаков — приготовились отвечать на вопросы журналистов. Первый же вопрос был о том, не рухнет ли 25-метровый монумент с горы. Спикеры вздохнули и принялись отвечать. Смысл их речей сводился к тому, что они полностью доверяют различным, в том числе геодезическим, службам правительства Москвы, которые на протяжении ста лет изучают движение почв в разных участках города. Службы дают гарантию, что памятник будет стоять крепко. «Они профессионалы, мы им доверяем. Вот вы же когда к стоматологу идете, вы ему доверяете? Вот и мы так же!» — говорил, в частности, Щербаков.

Щербаков — автор многих известных монументальных работ, от памятника Сергею Королеву в Москве и Гейдару Алиеву в Баку — до скульптуры, изображающей водружение знамени Победы над Рейхстагом — на Поклонной горе. В 2014 году во время открытия скульптурной композиции Щербакова «Прощание славянки» на Белорусском вокзале вышло недоразумение. Со скульптурной группы в присутствии министра Мединского торжественно сняли полотно, после чего присутствовавшие на церемонии ветераны войны начали недобро шептаться: выяснилось, что советский солдат, которого провожала славянка, вооружен немецкой винтовкой Mauser. Ее пришлось спиливать ночью.

Щербаков и Кононов рассказывали, что идея установить памятник князю Владимиру в Москве возникла еще в 1990-е годы, но реализовать ее стало возможно только сейчас, спустя тысячу лет «со дня преставления» святого и равноапостольного князя. Да, идея, по их словам, понравилась не всем, но это нормально. Под петицией против монумента собрано уже почти 50 тысяч подписей. Против него выступают градозащитники; студенты и преподаватели МГУ пишут письма протеста. Но идеологи установки памятника относятся к общественному сопротивлению равнодушно. Кононов, в частности, сказал, что если бы они начали собирать подписи за установку монумента, они исчислялись бы миллионами.

Аргумент о том, что правивший в Новгороде князь не имел отношения к Москве, которой к тому же тогда еще и не было, авторы категорически отрицают: «Это то же самое, что говорить про Москву, будто она не имеет отношения к России!» А место для монумента, по их мнению, выбрано самое правильное. Был вариант поставить его на Лубянке, на месте памятника Дзержинскому. Но его признали не лучшим — в том числе и потому, что центр города не предполагает, что там можно поставить такой высокий монумент. На Воробьевых горах же ему самое место. «Вы в конце этого года сами увидите, что оптимальная высота — 25 метров. Увидите, что не ошиблись мы, или ошиблись в чуть меньшую сторону», — настаивал Щербаков.

Скульптор говорил, что самый известный памятник князю Владимиру установлен в Киеве, есть памятники в Новгороде, Владимире, Белгороде. Но московский будет совсем на них не похож, потому что объединит в себе князя — воина и правителя и князя — святого крестителя Руси. «Это что, теперь в каждом городе князь Владимир будет как раньше Ленин?» — спросили у скульптора. Тот дал понять, что считает это допущение некорректным.

Фото: Андрей Козенко / «Медуза»

Сам памятник сейчас существует в виде заготовок. Есть гипсовые, примерно полутораметровые статуи. Главная 13-метровая заготовка сделана из глины. Верхняя часть туловища князя уже готова, нижнюю доделывают сотрудники скульптора Щербакова. Они сидят на строительных лесах, рисуют пальцами орнамент на княжеском плаще и односложно отвечают на вопросы телевидения: «Скажите, а что вы делаете? А еще что вы делаете?»

В бронзе памятник вырастет — вместе с постаментом его высота составит 24,3 метра, вес — 330 тонн. Князь будет держать крест, но и меч будет при нем. На барельефах изобразят ключевые эпизоды его жизни. Крещение самого Владимира в крымском Херсонесе в присутствии духовного наставника — былинного Добрыни Никитича; крещение Владимиром Руси (к теме попрания языческих образов Щербаков обещал отнестись деликатно). На еще одном барельефе князь Владимир будет занят делами государственными — созданием городов и охраной границ.

Щербаков, наконец, перешел к главному. Он рассказал, что памятник нужен для того, чтобы мы сами себе, осмыслив события ХХ века, могли сказать — кто мы. Это, по его словам, выбор будущего через осознание прошлого. «Молодежь своей истории не знает. Люди перестают любить свою страну, скоро семьи свои любить перестанут. Возьмите Англию или Америку: там свою историю любят», — сетовал автор монумента.

«Он точно не грохнется?» — спросил я у мастера, с которым мы курили возле памятника «какому-то Победоносцу». «Ну, там сейчас такие работы по укреплению идут. Посмотрим», — отвечал тот.

Андрей Козенко

Москва