Рыболовлевская картинная галерея Российский бизнесмен оказался в центре арт-скандала с украденным Пикассо
Бывший владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев владеет одной из самых впечатляющих коллекций искусства среди российских бизнесменов — по оценке Forbes, ее стоимость превышает 700 миллионов долларов. Рыболовлев относится к коллекции как к инвестициям и не рассказывает о ней прессе. О его собрании импрессионистов, возможно, и вовсе никто бы не узнал, если бы не бракоразводный процесс с супругой Еленой. Несколько месяцев назад выяснилось, что арт-дилер Рыболовлева Ив Бувье продавал ему картины совсем не за те деньги, которых они стоили, завышая стоимость на десятки миллионов долларов. Более того, не исключено, что Бувье торговал краденым — по крайней мере, наследники Пабло Пикассо нашли среди картин Рыболовлева, купленных через арт-дилера, два портрета супруги художника, которые продавать не планировалось. «Медуза» рассказывает о самых интересных деталях арт-скандала.
Бесценный Ротко и Модильяни
Дмитрий Рыболовлев узнал, что заплатил за одну из своих картин намного больше, чем она в действительности стоит, случайно. Советник американского коллекционера Стивена Коэна по секрету рассказал Рыболовлеву, что некий таинственный покупатель приобрел у Коэна «Обнаженную на синей подушке» Модильяни за 93,5 миллиона долларов. Рыболовлева эти сведения крайне удивили, пишет Bloomberg, ведь он-то и был тем самым покупателем, однако за произведение заплатил он гораздо больше — 118 миллионов.
«Обнаженную на синей подушке» Рыболовлев покупал при посредничестве Ива Бувье, арт-дилера и магната фрипортов — особых складов для произведений искусства, отличающихся повышенными мерами как финансовой, так и физической безопасности. В январе 2015 года Рыболовлев подал на Бувье в суд, обвинив его в подделке документов на картины и необоснованном завышении стоимости произведений искусства.
Арт-дилера задержали в Монако, когда он пришел домой к Рыболовлеву обсудить продажу картины Марка Ротко за 140 миллионов евро, хотя ее рыночная стоимость была примерно на 80 миллионов евро меньше. Бувье отпустили под залог; он свою вину отрицает и утверждает, что вправе назначать любую цену на картины. Рыболовлев настаивает, что Бувье состоял с ним в дружеских отношениях и воспользовался доверчивостью. Дилер же уверен, что общался с российским миллиардером точно так же, как и с другими клиентами.
Бувье владеет долями в нескольких фрипортах, где многие миллионеры и миллиардеры хранят произведения искусства, драгоценности, дорогое вино и прочие предметы роскоши. Фрипорты считаются зоной транзита, хотя в действительности это нечто среднее между хранилищем и картинной галереей. Мир фрипортов крайне непрозрачен, и как инсайдер Бувье пользовался своими сведениями, чтобы находить клиентам подходящие активы.
Украденный Пикассо
Благодаря судебному разбирательству с Бувье стало известно, какие еще картины, помимо работ Модильяни, Ван Гога, Гогена и Клода Моне, попали в коллекцию Рыболовлева. Прочитав о собрании предпринимателя, Кэтрин Ютэн-Блэ, дочь Жаклин Рок и падчерица Пабло Пикассо, узнала в двух картинах свою собственность и обратилась в суд. На обеих картинах изображена Рок, вторая жена художника (1957); произведения искусства хранились на складе Art Transit в предместьях Парижа, которым управляет партнер Ива Бувье Оливье Тома.
Как пишет The Art Newspaper, падчерица Пикассо связалась с Тома в 2008 году, попросив его продать недвижимость художника и взять на хранение часть его картин. Однажды (это было в 2014 году) Ютэн-Блэ не пустили в хранилище, а когда ей все же удалось в него попасть, произведения искусства были переставлены местами. Ютэн-Блэ решила разорвать все отношения с Тома, а затем обнаружила свои картины в коллекции Рыболовлева. Она подозревает, что к краже полотен мог быть причастен и Бувье — предположительно, именно он помог Тома заручиться документами о происхождении картин. Бувье и Тома связывают достаточно тесные деловые отношения — они основали Люксембургский фрипорт, который больше похож на галерею современного искусства, чем на склад, и в разное время его возглавляли.
18 мая стало известно, что связанный с Рыболовлевым фонд вступил в разбирательство против Оливье Тома, присоединившись к претензиям падчерицы Пикассо — и усилив таким образом наступление на магнатов фрипортов. Представители Бувье утверждают, что предприниматель ничего не знал о краже работ Пикассо, каждую из которых Ютэн-Блэ оценивает в 3 миллиона евро, а все купленные им картины он проверял по базе данных Art Loss Register — удостовериться, что они не числятся среди пропавших и украденных произведений искусства.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!