«На лбу у тов. Димитрова подрисована свастика» Как с нацистскими символами боролись при Сталине
Российские чиновники в преддверии 70-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне продолжают бороться с нацистской символикой. Новости на эту тему появляются едва ли не ежедневно: московские магазины снимают с продажи антифашистский комикс Арта Шпигельмана, коммунисты жалуются на свастику в опере, прокуратура возбуждает уголовное дело по факту продажи в детском магазине солдатиков в нацистской форме. Журналисты «Медузы» Александр Борзенко и Денис Дмитриев изучили советский опыт борьбы со свастикой — и пришли к выводу, что при Сталине этим занимались с гораздо большим азартом.
Свастика на платье школьницы
Обычная советская школа в Саратовской области, ноябрь 1937 года. Ученица 10 класса Саша Коровина говорит своей однокласснице Любе Перервиной: «Люба, я как будто замечаю на твоем платье фашистские знаки».
Что имела в виду Коровина — неизвестно. Возможно, просто неудачно пошутила. Однако слухи о неких фашистских знаках на платье облетели всю школу. Платье Перервиной обсуждали на всевозможных собраниях. В учебное заведение с проверкой явились сотрудники НКВД. Лейтенант Радин отметил в справке, что с платьем все в порядке: «Фланелевое платье Перервиной сшито из материала советской выработки, купленного ее родителями в Ершовском Райпотребсоюзе, а изображенные рисунки на платье не имели даже и отдаленного тождества с фашистским знаком-свастикой». При этом Радин отчитывал педагогов и учеников — за то, что они подняли суету, не проверив слова Коровиной.
«Несмотря на это, — говорится в документе, — версия сходства рисунка с фашистским знаком в среде учащихся не только не прекратилась, но упорно культивируется до последнего времени и выражается действиями». Действия были такие: в декабре на шкафу с музыкальными инструментами какие-то «враждебно настроенные к советской власти» лица нарисовали мелом свастику, а школьница Татьяна Роот донесла, что некоторые ученики 7 класса «В» рисуют свастики в своих личных альбомах.
В конце справки лейтенант приходит к выводу, что избежать повторения подобных событий можно не только с помощью «наших оперативных мероприятий», но и проработкой на партийных и комсомольских собраниях в школе.
Источник: архивной ссылки нет
Цитата по скану документа в блоге историка Алексея Сергеева
Свастика на обложках тетрадей
В конце 1937 года НКВД расследовал другое важное дело — о контрреволюционных рисунках на обложках школьных тетрадей. Советские художники Михаил Смородкин и Павел Малевич поместили на обложки репродукции с картин Репина, Айвазовского, Крамского и Васнецова. Сотрудники НКВД пришли к выводу, что Смородкин и Малевич умышленно доработали изображения, что «привело к контрреволюционным искажениям».
Вот выдержки из донесения заместителя народного комиссара внутренних дел Льва Бельского Иосифу Сталину: «При изготовлении штрихового рисунка с картины Репина и Айвазовского „Пушкин у моря“ на лице Пушкина Смородкиным нарисована свастика. <…> Свастика на безымянном пальце Пушкина, в рисунке с картины художника Тропинина „Портрет Пушкина“ нанесена уже при печатании в типо-литографии „Рабочая Пенза“ на готовое клише».
Бельский предлагал изъять клише из всех типографий, арестовать художника Смородкина и провести расследование по поводу деятельности типо-литографии «Рабочая Пенза». Также замнаркома спрашивал, что делать с миллионным тиражом тетрадей: изымать из продажи или нет?
Тетрадки из продажи велели не изымать, но антисоветские обложки — ликвидировать. Телеграмма сверху звучала так: «Указанные тетради, находящиеся в вашей торгсистеме снимите обложки, а бумагу продавайте обычном порядке. Акты количества тетрадей, которых будут сняты обложки срочно высылайте нам».
Художников Смородкина и Малевича посадили в 1938-м, об этом пишет филолог Павел Нерлер в газете «30 октября». Смородкин провел несколько лет в лагерях, из-за обморожения лишился ступни. Малевича приговорили к пяти годам, но в 1940 году дело пересмотрели — и его отпустили. Судя по документу, который мы цитировали в главе о свастике на платье, у учеников некоторых школ отбирали крамольные тетради. Вышеупомянутый лейтенант Радин сетует, что ученики начали выискивать скрытые вражеские послания и на других обложках и уничтожать изображения Николая Некрасова и Климента Ворошилова.
Источники: ЦА ФСБ. Ф. 3. Оп. 4. Д. 79. Л. 380–382
Исх. № 12870/36974 — ЦА ФСБ, ф. 3, Оп., 4, л. 821
Цитата по блогу историка и филолога Н. Г. Охотина
Свастика на пионерских галстуках
В 1937 году по школам и пионерским лагерям ходили слухи: якобы на пионерских галстуках есть скрытое изображение свастики, а на зажимах — буквы «Т» и «З» (Троцкий и Зиновьев). Пионеры начали массово отказываться от галстуков. Сотрудники НКВД решили выяснить, откуда взялись эти слухи. Следователи прошли по цепочке — от пятиклассника Бориса Косового до нескольких работников ЦК ВЛКСМ; якобы именно от них и исходило указание об изъятии галстуков.
«Произведенной проверкой установлено, что ни на пионерских галстуках, ни на зажимах к ним нет ни знаков фашистской свастики ни указанных инициалов. Одновременно установлено, что первоисточником распространения провокационных слухов среди школьников в гор. Москва, является ученик 5 класса 350-й школы Косовой Борис, 13 лет».
Источник: ЦА ФСБ. Ф. 3. Оп. 4. Д. 79. Л. 399–401
Цитата по блогу Н. Г. Охотина
Свастика в переплетении прядей волос
В 1935 году во время VII конгресса Коминтерна фотограф Лоскутов снял Иосифа Сталина и генсека исполкома Коминтерна Георгия Димитрова. Фотографию опубликовали многие советские и иностранные издания. Тем временем Главлит обнаружил на снимке фашистский символ: «На снимке пряди волос на лбу у тов. Димитрова так переплетены, что получается впечатление подрисованной свастики». Заместитель начальника Главлита Таняев запретил в дальнейшем публиковать эту фотографию. Он также велел доложить ему обо всех публикациях, которые не успели распространить.
Источник: РЦХИДНИ (РГАПСИ). Ф. 71. Оп. 27. Д. 1. л. 18. Машинописная копия
Цитата по публикации «У кого на лбу свастика?» Журнал «Источник» (№ 3, 1994 год)
Свастика в маслобойке
В 1937 году был выявлен еще один заговор. В его обнаружении помог донос товарища Глазко, управляющего Московской областной конторы Метизсбыта, в Комиссию партийного контроля при ВКП (б). Глазко заметил, что лопасти маслобойки, изготовленной на заводе № 29, имеют форму свастики. При проверке выяснилось, что в деле замешаны сразу несколько человек. Первый вариант маслобойки спроектировал инженер Тучашвили, роковую вторую лопасть добавил начальник цеха ширпотреба Краузе (немец по национальности). Утвердил конструкцию товарищ Тарский.
Товарищу Краузе уже указывали на сходство маслобойки со свастикой, но тот сказал: «Лишь бы рабочему классу было хорошо, не обращай внимания». На заседании Контрольной комиссии отметили, что, «несмотря на ряд сигналов», руководство завода и треста ширпотреба до вмешательства Комиссии партийного контроля ничего не предприняли — для того, чтобы изъять из производства похожую на свастику маслобойку. Протокол заседания комиссии заканчивается словами: «Выпуск маслобоек, лопасти которых имеют вид фашистской свастики, считаю вражеским делом. Прошу передать все это дело в НКВД». Маслобойки приказали изъять и заменить новыми (почти 60 тысяч штук). Что стало с инженерами и их начальством, нам выяснить не удалось.
Источник: РГАНИ (ЦСХД) Ф. 6. Оп. 1. Д. 79. Л. 64-65. Подлинник
Цитата по публикации «Лопасти имеют вид свастики». Журнал «Источник» (№ 1, 1996 год)
Свастика в любительской колбасе
Одним из главных борцов со свастикой, по всей видимости, был Павел Постышев, секретарь Куйбышевского обкома ВКП (б). Он обнаруживал свастику в самых неожиданных местах — не только на портретах Пушкина, но и на фотографиях Сталина и Буденного, и даже на срезе любительской колбасы. Обо всех своих находках секретарь обкома аккуратно сообщал в Москву — Сталину, Ежову, Жданову и другим: «На фотографии тов. Буденного, помещенной на первой полосе газеты „Волжская коммуна“ от 20 сентября 1937 года, на его рукаве пятиконечная звезда имеет явно выраженную форму фашистской свастики». Эти доносы часто заканчивались арестами.
Историю Павла Постышева описал Вадим Роговин в книге «Партия расстрелянных». В августе 1937 года в Куйбышев (Самару) приехал секретарь ЦК Андреев и попенял Постышеву, что в области плохо разоблачают врагов. После этого Постышев начал неистово исправляться. О том, как он искал врагов, вспоминал второй секретарь Куйбышевсого обкома Игнатов: «У нас две недели все секретари городских райкомов и весь аппарат райкомов в городе Куйбышеве бегали с лупами. Постышев берет лупу, вызывает к себе представителя райкома и начинает рассматривать тетради. Все тетради у нас оборвали, на обложках находили фашистскую свастику и дошли до того, что на печеньях есть олени — фашистские значки, на конфетах карамель — там цветок, это тоже фашистский значок».
Все это не спасло Постышева: в феврале 1938 года его арестовали и через год расстреляли. Правда, не за настоящие преступления, а за «шпионаж в пользу Японии и членство в право-троцкистской организации на Украине».
Источник: Государственный архив социально-политической истории Самарской области, фонд 1141, опись 18, дело 3, л. 172