Битва за Евфимия и Евфросинию Судебные приставы силой забрали мощи святых из храма автономной православной церкви
Росимуществу после многолетних судов удалось отобрать мощи святых Евфимия и Евфросинии у Российской православной автономной церкви, которую в РПЦ считают раскольнической. 25 марта судебные приставы пришли в Иверский храм в Суздале и силой забрали две раки. Их сразу же отвезли в монастырь РПЦ. «Медуза» коротко рассказывает историю судебной битвы за мощи.
Российская православная автономная церковь была образована в 1990 году, когда священник Анатолий Русанцов (Валентин) отказался подчиняться Московскому патриархату РПЦ. Со временем община выросла до 150 приходов (не только в России). Центром этой церкви стала Суздальская епархия, где служил Валентин Русанцов, ставший предстоятелем.
В 2009-м началась серия судов, которая продолжается до сих пор. Росимущество на разных уровнях пыталось через суд вернуть себе храмы, в которых проводили службы клирики РПАЦ. Главным образом суды шли во Владимирской области, где Росимущество судилось и в арбитражных судах, и судах общей юрисдикции.
В результате федеральному ведомству удалось добиться возвращения почти всех храмов во Владимирской области — причем чиновники жаловались, что здания были в плохом состоянии. В РПАЦ парировали: в 1990-е годы храмы вообще представляли собой руины. Отобранные у РПАЦ здания Росимущество передавало РПЦ.
В 2012-м ведомство начало судиться не за здания, а отдельно — за мощи святых Евфимия и Евфросинии (если говорить на языке суда, то за «объекты, представляющие культурную ценность религиозного характера, именуемые как „мощи (костные останки)). Росимущество выиграло суды один за одним — районный, областной и даже Конституционный. Ответчики из РПАЦ настаивали на том, что мощи как предмет культа не могут быть объектом гражданского разбирательства. Конституционный судья Гадис Гаджиев выступил с особым мнением по этому поводу, указав на правовую неопределенность мощей.
Отдельно в судах разбирались, можно ли сопоставить костные останки физических лиц с их православными именами, а также — есть ли у государства право собственности на мощи.
Первый раз владимирские приставы пришли забирать мощи в августе 2013 года. Тогда раки с мощами им получить не удалось, поскольку прихожане выстроились в живую стену. Более того, местная полиция даже обнаружила признаки воспрепятствования свободе совести в действиях приставов. Правда, дело Следственный комитет так и не возбудил.
О попытке изъятия мощей сняли получасовой документальный фильм „Приставное благочестие“, в котором патриарха Кирилла сравнили с Йозефом Геббельсом. В итоге этот ролик суд признал экстремистским — из-за негативных оценок РПЦ и почему-то представителей ЛДПР.
В конце концов вернуть мощи в собственность государства поручили судебным приставам из центрального аппарата службы. 25 марта они в сопровождении полицейских пришли в Иверский храм в Суздале и, потолкавшись с прихожанами, вынесли две раки из храма. Как выяснилось, раки отвезли в Ризоположенский женский монастырь Московского патриархата РПЦ. По данным местной телекомпании, мощей в них уже нет. Куда они делись, неизвестно.
По мнению настоятеля храма Новомучеников Российских на Головинском кладбище Москвы протоиерея Михаила Ардова (клирик РПАЦ), отобрав мощи, государство показало, что одни религиозные организации в России „равнее других“. В Московском патриархате изъятие мощей не комментировали.