истории

Катастрофа для музыки Почему главную песню 2013 года признали плагиатом

Meduza
17:09, 11 марта 2015

Фото: Larry Busacca / Getty Images for NARAS / AFP / Scanpix

Суд присяжных в Лос-Анджелесе 10 марта признал плагиатом песню Робина Тика «Blurred Lines», которую тот придумал в соавторстве с одним из наиболее влиятельных продюсеров современности Фарреллом Уильямсом. По мнению присяжных, Тик и Уильямс украли песню великого соул-певца Марвина Гэя «Got To Give It Up» и должны заплатить за это 7,3 миллиона долларов. «Медуза» разбирается, почему «Blurred Lines» признали плагиатом и что это значит для музыкальной индустрии.

Начнем с самих композиций. «Blurred Lines» — самая успешная (14,8 миллиона проданных копий) и самая обсуждаемая песня 2013 года, которая принесла ее соавторам по пять миллионов долларов и одновременно фактически уничтожила карьеру Робина Тика. Чрезмерно откровенный клип (версия без цензуры — тут) с обнаженными девушками и крайне двусмысленный текст (строчку «Я знаю, ты хочешь этого» многие восприняли как оправдание изнасилований на свиданиях) закрепили за Тиком образ женоненавистника и шовиниста, а его следующий альбом провалился.

Соавтор песни Фаррелл Уильямс — один из наиболее значимых и успешных современных продюсеров и исполнителей. У Уильямса 11 «Грэмми», он работал со многими поп-музыкантами, а 2013-й для него выдался и вовсе невероятно успешным. Тогда Уильямс принял участие в создании не только «Blurred Lines», но и спел в песне Daft Punk «Get Lucky», а также выпустил собственный сингл «Happy» — не менее успешный, чем совместные работы. Можно вполне уверенно заявить, что именно Фаррелл Уильямс сыграл значительную роль в недавнем возрождении моды на диско-фанк.

Robin Thicke — Blurred Lines ft. T.I., Pharrell
RobinThickeVEVO

Классическая композиция Марвина Гэя «Got To Give It Up» вышла в 1977 году. Песня быстро стала хитом дискотек, Гэй часто открывал ею концерты. «Got To Give It Up» можно назвать идеальным примером диско-фанка, этой песней вдохновлялись многие знаменитые музыканты, начиная от Майкла Джексона и заканчивая Робином Тиком, который признавался в любви именно к этому произведению Гэя. 

Марвин Гэй скончался в 1984 году, права на его песни принадлежат наследникам. Его дети Фрэнки и Нона, услышав «Blurred Lines», сочли, что она слишком похожа на «Got To Give It Up», и решили обратиться в суд. Общая сумма компенсации, которую хотели получить Фрэнки и Нона Гэи, превышала 40 миллионов долларов. 

GOT TO GIVE IT UP — MARVIN GAYE
kriptking

Наследники Гэя решили, что Робин Тик и Фаррелл Уильямс позаимствовали общую композицию песни, и подкрепили свои ощущения двумя исследованиями музыкальных экспертов. Из них следует, что песни объединяют главная мелодическая фраза в основной вокальной мелодии, несколько «хуков» — небольших отрывков, характеризующих песню, басовая мелодия, партия клавишных и «необычный выбор перкуссии». Претензии истцов довольно необычны для судов о плагиате. Практически все доказанные случаи воровства песен касаются основной мелодии — так называемого «топлайна», последовательности нот, которую можно напеть или пробубнить (и по ней опознать песню), а тут речь идет о бите, бас-партии и прочих деталях. 

Поскольку суд рассматривал именно вопрос о композиции песни, а не о том, как она была записана, оригинальные записи обоих треков присяжным не демонстрировали. Вместо этого они могли послушать обработанные версии «Got To Give It Up» и «Blurred Lines» с вокальной линией и минималистичной аранжировкой (послушать их можно здесь). Также сходство доказывалось с помощью нот. 

Судебный процесс затянулся на две недели и тоже оказался довольно необычным. Робин Тик на суде признавался, что врал про свое участие в сочинении «Blurred Lines», и вообще в то время много пил и употреблял наркотики. Тем не менее, Тик настаивал на своей невиновности и даже сыграл перед присяжными на пианино нарезку из популярных песен, демонстрируя тем самым, что не только у него получаются похожие треки. Фаррелл Уильямс настаивал, что просто вдохновлялся звуком 1970-х и хотел воспроизвести общее ощущение диско-фанка, а ни в коем случае не украсть песню Гэя. Адвокаты наследников Гэя обвиняли Тика в постоянной лжи и призывали присяжных не верить человеку, чья репутация в последнее время сильно пострадала — в первую очередь, из-за самой «Blurred Lines», а не суда и обвинений в плагиате. 

Насколько обоснованы претензии семьи Гэя, невозможно сказать и после вердикта суда, который удовлетворил иск и присудил владельцам прав на «Got To Give It Up» 7,3 миллиона долларов. Да, «Blurred Lines» действительно похожа на хит Марвина Гэя почти 40-летней давности — примерно так же, как одна панк-песня похожа на другую, и один блюз — на другой. У песен действительно практически одинаковый бит и довольно схожая бас-партия, но все же не настолько, чтобы признавать ее полным плагиатом. Значимое сходство в вокальной мелодии, главной части любой поп-песни, обнаружить довольно трудно — ну, разве что Робин Тик в самом начале «Blurred Lines» подражает фальцету Гэя, но вскоре демонстрирует и другие вокальные приемы. 

Признание «Blurred Lines» создает опасный прецедент для современной музыки — и в первую очередь для хип-хопа, основа которого — взятый откуда-то бит. Впервые плагиатом признан известный хит, где позаимствована не основная мелодия, а общее ощущение и детали аранжировки; при желании можно найти десятки и сотни таких же сходств в других песнях, как случайных, так и нарочных, но до сих пор вполне законных. Влиятельный британский журнал NME называет это решение катастрофой для музыки — но действительно катастрофой будет, если музыканты утонут в судебных тяжбах вместо того, чтобы сочинять песни.

Павел Борисов

Рига